Семья религиозного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие “правовая семья”. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности,

способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и

личностью, между различными социальными и национальными  группами людей.

Таким образом, форма государства  может быть понята только в единстве трех

составляющих элементов; формы государственного режима.

Как утверждают основоположники  марксизма-ленинизма, буржуазный тип

государства – последний  тип эксплуататорского государства. Объективные

противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность

пролетарской революции, перехода государственной власти в  руки трудящихся

масс, возглавляемых рабочим  классом и его партией, возникновение

социалистического типа государства, а затем полное отмирание

государственности как таковой.

Социалистический тип  государства возникает в результате социалистической

революции, которая ниспровергает  отношения частной собственности  и основанную

на данных отношениях государственную  машину. Отрицая предшествующий тип

производственных отношений  как эксплуататорский, новое государство создает

такую систему экономических  отношений, которая базируется на общественной

собственности на орудия и  средства производства, предполагающей

сотрудничество свободных  людей. Социалистическое государство  – орудие

политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-

ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и

развитие социалистического  общества.

Социалистический тип  права – это высший тип правовой системы общества,

диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества,

диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право  возводит в закон волю трудящихся классов, служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшей фазе: коммунизму, государство  и право во

всех своих элементах  и признаках постепенно перерастают  в систему

общественного коммунистического  самоуправления и социальных норм

коммунистического общежития.

В марксистском понимании  исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается

специфического пути развития государственности ряда стран и  народов Азии и

Африки, то применение общих  методологических принципов требует  всестороннего

учета исторических и национально-этнографических  особенностей различных

стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство  не вписывается в рамки формационной типологии. Оно

представляет собой государственность, возникающую в результате национально-

освободительной борьбы зависимых  народов и опирающуюся на разнотипные

производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей

формы собственности, подобные государства должны примкнуть к  определенному

историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

Многоукладочность экономики при преобладании примитивных форм собственности

(родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с  элементами

общественной собственности) – экономическая основа данных государств.

Концепцию переходного государства  разработал В. И. Ленин. В контексте

закономерного развития классовой  борьбы он сделал вывод о возможности

перехода отдельных стран  к социализму, минуя капиталистическую  стадию. Эти

страны, опираясь на поддержку  мирового социализма, могут осуществить  переход

к социализму, минуя капиталистическую  стадию. Эти страны, опираясь на

поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к  социализму,

“перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью

пролетариата передовых  стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут перейти

к советскому строю и через  определенные ступени развития –  к коммунизму,

минуя капиталистическую  стадию развития”.

Подтверждением правильности данной концепции считалась победа

социалистической революции  в Монголии, социалистический путь развития народов

Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока, которые переходили к

социализму от родоплеменных  и раннефеодальных отношений. Подобная

общественная практика позволила  позже выдвинуть и обосновать тезис о

государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому

типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической

ориентации функционируют  на основе переходной многоукладной  экономики, в

которой сочетаются черты  прошлого и будущего. По своей классовой  сущности они

представляют собой революционно-демократическую  диктатуру народа. Главной

задачей государства социалистической ориентации считалось создание

экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и других

предпосылок перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений, ориентированных преимущественно  на частную

собственность, должны перейти  к буржуазному типу государства.

Важное место в марксистско-ленинской  типологии занимает положение о  смене

исторических типов государств, преемственности в развитии государства  и права

различных типов. Первопричиной  смены исторических типов государства  считается

социально-экономическое  развитие общества. Рост производительных сил общества

на определенном этапе  достигает такого уровня, когда они  вступают в

неразрешимое противоречие с характером частнособственнических

производственных отношений. Вследствие этого в истории классово -

антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая

меняет экономическую  основу общества. “С изменением экономической  основы, –

пишет Маркс, – более или  менее быстро происходит переворот  во всей громадной

надстройке”.

Социальная революция  уничтожает старую общественную систему  и кладет начало

господству нового способа  производства, новым производственным отношениям,

которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного

исторического типа государства  другим происходит, таким образом, в  результате

социальной революции.

Один из важных моментов марксистско-ленинского учения состоит  в том, что

развитие исторических типов  и права – это процесс прогрессивного,

поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и

права к феодальному типу и от него к буржуазному, означает движение от более

простой к более развитой государственно-правовой организации. Однако в

отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат

к старой, более низкой с точки зрения прогрессивного исторического движения,

государственности.

Смена исторических типов  государства неизбежно влечет за собой ликвидацию

устаревшей государственной  машины и создание нового механизма  государства,

отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества.

Задача, функции каждого  последующего типа государства намного  богаче и

сложнее, чем в предшествующих формациях. “Данная закономерность выступает как

тенденция политического  развития. Ее нельзя рассматривать  чисто логически, в

отрыве от реальной исторической действительности”. В истории есть немало

примеров того, как конкретное государство более высокого типа во многом

уступает государствам прошлых  исторических типов (Римская империя  и

германские феодальные княжества, возникшие на ее обломках).

Преемственность между историческими  типами государства заключается, главным

образом, в использовании  структуры, форм и методов организации

государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства. Каждый новый  господствующий класс, отмечается в  марксистской

литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации

старых классов, которые  приемлемы для него и могут  быть наполнены новым

классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов, уголовное

и гражданское судопроизводство).

Наиболее четко черты  преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма-ленинизма в  эксплуататорских типах государства, которые роднит их

общая эксплуататорская сущность, необходимость установления

государственности, позволяющей  держать в повиновении подавляющее  большинство

населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная  связь при

смене исторических типов  государства и права по-разному  проявляется и при

переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только

социалистическая революция  открывает подлинную историю  человечества.

Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую

систему буржуазии, рабочий  класс берет от старого общества только то, что

может служить интересам  трудящихся. При переходе к социализму преемственность

государственно-правовой организации  общественной жизни, таким образом,

гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-

технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что

социалистическое государство  – это не только высший, но и совершенно новый,

противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.

Анализируя все известные  эксплуататорские типы государств, марксистско-

ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1.     Все эти  государства являются политической  надстройкой над такими

производственными отношениям, которые базируются на частной собственности и

эксплуатации человека человеком.

2.     Они представляют  организацию политической власти  эксплуататоров,

подавляющей большинство населения.

3.     Все эксплуататорские  государства стоят над обществом,  и все более

отчуждаются от него.

4.     По мере  возрастания неустойчивости эксплуататорской  социально -

экономической системы и  обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется  в руках все уменьшающейся, незначительной

части людей.

В отличие от эксплуататорских государств социалистические государства,

согласно марксизму-ленинизму, представляют собой организацию  политической

власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а

построение бесклассового  коммунистического общества. Отсюда и соответствующая

характеристика основных черт государства социалистического  типа:

1.     Все государства  данного типа базируются на  общественной собственности

на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и

сотрудничества, свободных  от эксплуатации людей.

2.     Социалистическое  государство – это политическая  организация

подавляющего большинства  населения, а по мере преодоления  классовых

антагонизмов и всего  народа.

Любое социалистическое государство  в процессе своего развития не только

отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с  ним.

В этом марксистско-ленинская  наука видит коренные различия между

эксплуататорским и социалистическим типом государства.

Классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был

единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства

называлось “совокупность  государств, развивающихся в рамкой и той же

общественно – экономической  формации классового общества и характеризующихся

единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический  тип

государства (или права) –  это совокупность наиболее существенных признаков,

свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно-

экономической формации”. “Тип государства определяется экономическим  строем

классового общества, соответствующей  ему классовой структурой,

эксплуататорской или  неэксплуататорской природой классовых  отношений и его

классовой сущностью”.

Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии

государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной

наукой оснований типовой  классификации государств является понятие

“цивилизации”.

Так, Г. Еллинек писал: “несмотря  на постоянное развитие и преобразование,

можно, однако, установить некоторые  признаки, придающие определенному

государству или группе государств на всем протяжении их истории черты

определенного типа”. Он подразделяет все государства на два типа: идеальный  и

эмпирический. Идеальный  тип – это мыслимое государство, которое в реальной

жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический,

Информация о работе Семья религиозного права