Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:07, реферат
Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие “правовая семья”. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности,
способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и
личностью, между различными социальными и национальными группами людей.
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех
составляющих элементов; формы государственного режима.
Как утверждают основоположники марксизма-ленинизма, буржуазный тип
государства – последний
тип эксплуататорского
противоречия
пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся
масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение
социалистического типа государства, а затем полное отмирание
государственности как таковой.
Социалистический тип
государства возникает в
революции, которая ниспровергает
отношения частной
на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип
производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает
такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной
собственности на орудия и средства производства, предполагающей
сотрудничество свободных людей. Социалистическое государство – орудие
политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-
ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и
развитие социалистического общества.
Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества,
диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества,
диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.
Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит
классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода
социалистического общества к высшей фазе: коммунизму, государство и право во
всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему
общественного коммунистического самоуправления и социальных норм
коммунистического общежития.
В марксистском понимании исторический тип государства определяется
зависимостью классового содержания государственной и правовой организации
общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается
специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и
Африки, то применение общих методологических принципов требует всестороннего
учета исторических и национально-этнографических особенностей различных
стран. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
Переходное государство
не вписывается в рамки
представляет собой
освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные
производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей
формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному
историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.
Многоукладочность экономики при преобладании примитивных форм собственности
(родоплеменной,
общественной собственности) – экономическая основа данных государств.
Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте
закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности
перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти
страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход
к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на
поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму,
“перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С помощью
пролетариата передовых стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут перейти
к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму,
минуя капиталистическую стадию развития”.
Подтверждением правильности данной концепции считалась победа
социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов
Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока, которые переходили к
социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений. Подобная
общественная практика позволила позже выдвинуть и обосновать тезис о
государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому
типу. В научной литературе
утверждалось, что государства
ориентации функционируют на основе переходной многоукладной экономики, в
которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они
представляют собой
задачей государства социалистической ориентации считалось создание
экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и других
предпосылок перехода к социализму.
Государства капиталистического пути развития по мере формирования
производственных отношений,
ориентированных
собственность, должны перейти к буржуазному типу государства.
Важное место в марксистско-
исторических типов государств, преемственности в развитии государства и права
различных типов. Первопричиной смены исторических типов государства считается
социально-экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества
на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в
неразрешимое противоречие с характером частнособственнических
производственных отношений. Вследствие этого в истории классово -
антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая
меняет экономическую основу общества. “С изменением экономической основы, –
пишет Маркс, – более или менее быстро происходит переворот во всей громадной
надстройке”.
Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало
господству нового способа производства, новым производственным отношениям,
которым соответствует новый тип государственности и права. Смена одного
исторического типа государства другим происходит, таким образом, в результате
социальной революции.
Один из важных моментов марксистско-ленинского учения состоит в том, что
развитие исторических типов
и права – это процесс
поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и
права к феодальному типу и от него к буржуазному, означает движение от более
простой к более развитой государственно-правовой организации. Однако в
отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат
к старой, более низкой с точки зрения прогрессивного исторического движения,
государственности.
Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию
устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства,
отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества.
Задача, функции каждого последующего типа государства намного богаче и
сложнее, чем в предшествующих формациях. “Данная закономерность выступает как
тенденция политического развития. Ее нельзя рассматривать чисто логически, в
отрыве от реальной исторической действительности”. В истории есть немало
примеров того, как конкретное государство более высокого типа во многом
уступает государствам прошлых исторических типов (Римская империя и
германские феодальные княжества, возникшие на ее обломках).
Преемственность между историческими типами государства заключается, главным
образом, в использовании структуры, форм и методов организации
государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают
общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности
государства. Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской
литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации
старых классов, которые приемлемы для него и могут быть наполнены новым
классовым содержанием (например, организация армии, полиции, судов, уголовное
и гражданское судопроизводство).
Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками
марксизма-ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит их
общая эксплуататорская сущность, необходимость установления
государственности, позволяющей
держать в повиновении
населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при
смене исторических типов
государства и права по-
переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только
социалистическая революция открывает подлинную историю человечества.
Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую
систему буржуазии, рабочий класс берет от старого общества только то, что
может служить интересам трудящихся. При переходе к социализму преемственность
государственно-правовой организации общественной жизни, таким образом,
гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-
технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что
социалистическое государство – это не только высший, но и совершенно новый,
противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств, марксистско-
ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:
1. Все эти
государства являются
производственными отношениям, которые базируются на частной собственности и
эксплуатации человека человеком.
2. Они представляют
организацию политической
подавляющей большинство населения.
3. Все эксплуататорские
государства стоят над
отчуждаются от него.
4. По мере
возрастания неустойчивости
экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в
этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной
части людей.
В отличие от эксплуататорских государств социалистические государства,
согласно марксизму-ленинизму, представляют собой организацию политической
власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а
построение бесклассового коммунистического общества. Отсюда и соответствующая
характеристика основных черт государства социалистического типа:
1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности
на орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и
сотрудничества, свободных от эксплуатации людей.
2. Социалистическое
государство – это
подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых
антагонизмов и всего народа.
Любое социалистическое государство в процессе своего развития не только
отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним.
В этом марксистско-ленинская наука видит коренные различия между
эксплуататорским и
Классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был
единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства
называлось “совокупность государств, развивающихся в рамкой и той же
общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся
единством классовой сущности и экономической основы”. “Исторический тип
государства (или права) – это совокупность наиболее существенных признаков,
свойственных государствам (или правовым системам) единой общественно-
экономической формации”. “Тип государства определяется экономическим строем
классового общества, соответствующей ему классовой структурой,
эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его
классовой сущностью”.
Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии
государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной
наукой оснований типовой классификации государств является понятие
“цивилизации”.
Так, Г. Еллинек писал: “несмотря на постоянное развитие и преобразование,
можно, однако, установить некоторые признаки, придающие определенному
государству или группе государств на всем протяжении их истории черты
определенного типа”. Он подразделяет все государства на два типа: идеальный и
эмпирический. Идеальный тип – это мыслимое государство, которое в реальной
жизни не существует. Идеальному
типу противопоставляется