Содержание
Введение
1. Система государственной
защиты материнства и детства
в Российской Федерации
1.1 Общие вопросы защиты
материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные)
основы защиты и материнства
и детства в Российской Федерации
1.3 Механизмы защиты интересов
матери и ребенка
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современную российскую действительность
можно охарактеризовать как непростой
и ответственный период, основными чертами
которого выступают последствия глобального
экономического кризиса, демографические
проблемы, социальное расслоение в обществе,
невысокое качество жизни граждан и смена
духовно-нравственных принципов.
Как следствие, в настоящее
время в Российской Федерации объективной
реальностью стало обострение социальных
проблем. Так российское общество сталкивается
не только с явным снижением численности
населения, но и с такими серьезными проблемами,
как рост численности детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов,
здоровье населения, особенно женщин и
детей. Решение данных вопросов должно
быть введено в одно из приоритетных направлений
государственной социальной политики.
Поэтому, опираясь на ценности
демократии, для решения большого объема
социальных задач в стране осуществляется
модернизация экономики и создание стимулов
для прогресса во всех областях.
«Модернизация, - по словам Д.А.Медведева,
- это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент,
с помощью которого сможем решить давно
назревшие проблемы в экономике и в социальной
сфере, поддержать тех, кто в этом более
всего нуждается, и создать условия для
раскрытия способностей тех, на кого мы
очень надеемся, то есть наших детей, нашей
молодёжи».
Так, основным лейтмотивом нынешнего
послания Президента Федеральному Собранию,
прозвучавшего 30 ноября 2010 года, стала
защита материнства и детства, создание
условий для полноценного развития подрастающего
поколения.
«Забота о будущем поколении
- это самые надежные, умные и благородные
инвестиции», - отметил Президент. По его
словам, «общество, в котором на деле защищаются
права ребенка и уважают его личное достоинство,
не только добрее и человечнее, оно быстрей
и лучше развивается, имеет благоприятную,
предсказуемую перспективу».
Поэтому Президент заявил о
жизненной необходимости проведения в
Российской Федерации эффективной государственной
политики в области материнства, детства,
семьи. Политики современной. Политики,
отвечающей интересам национального развития.
Мероприятия государства в
области поддержки материнства и детства
относятся к социальной политике государства
и представляют собой комплексную систему
мер правового, экономического и организационного
характера.
Таким образом, изучение государственной
социальной политики по вопросам защиты
материнства и детства является весьма
актуальным в наши дни.
Объектом исследования курсовой
работы является социальная защита материнства
и детства.
Предмет исследования - процесс
формирования и реализации социальной
политики в области защиты материнства
и детства.
Целью исследования является
изучение системы социальной защиты материнства
и детства на федеральном, региональном
и местном уровнях в современном российском
обществе.
1.
Система государственной защиты
материнства и детства в Российской
Федерации
1.1 Общие вопросы
защиты материнства и детства
Естественное, природное назначение
женщины – быть матерью. Существование
на земле человечества лучшее тому подтверждение.
Однако современные реалии, что прискорбно,
порождают долгоиграющую тенденцию того,
что женщины в России все реже стремятся
заводить детей, в результате чего население
страны от года в год уменьшается. Чтобы
изменить ситуацию, государство обязано
принимать действенные меры (механизмы
реализации).
Рассмотрим основные понятия
нашего исследования.
Материнство – категория, определяющая
исключительную принадлежность человека
к женскому полу – иными словами «материнство»
– свойство только женщины. Действующее
российское законодательство не дает
четкого определения женщины, однако Конвенция
МОТ №103 «Об охране материнства» в ст.
2 закрепляет, что термин «женщина» означает
любое лицо женского пола, независимо
от возраста, национальности, расы или
религии, состоящее или не состоящее в
браке. Определяющий признак отнесения
человека к категории «женщина» – только
и исключительно половой.
«Материнство – реализованная
способность женщины к рождению, выкармливанию,
воспитанию детей. Понятие материнства
не сводимо к биологическим аспектам репродуктивной
способности; его нельзя также ограничивать
отношениями между матерью и ребенком
непосредственно после родов и в первый
год жизни. Понятие материнства охватывает
родственную связь матери и детей и в более
старшем возрасте, осознание ею позитивной
ответственности за здоровье и нормальное
развитие детей, реализацию прав и исполнение
обязанностей по отношению к детям, эмоциональные
отношения с ними». Следовательно, материнство
не сводится к биологической репродуктивной
функции женщины – материнство это и отношения
в связи с приемными детьми, а также последующие,
можно сказать, пожизненные отношения
с ребенком (детьми).
На этом фоне возникает логичный
вопрос – равнозначны ли категории «материнство»
и «отцовство», как принадлежности лица
относительно конкретного ребенка? Конституция
в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку
семьи, материнству, отцовству и детству.
Конституции вторит и первая статья Семейного
кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить,
что в отношениях по воспитанию ребенка,
уходу за ним, общению с ним и пр. материнство
и отцовство, совершенно равноправные
категории. Мать и отец имеют равноценный
объем прав и обязанностей по отношению
к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции
РФ только «материнства» – это закрепление
роли именно женщины в плане отношений
не только после рождения ребенка, но и
в процессе его вынашивания, непосредственно
родов и кормления. Не вызывает сомнений,
что социальное значение материнства
и отцовства – т.е. роли обоих родителей
в семье и в воспитании детей равнозначны
и необходимы для полноценного роста и
развития человека.
Термин «ребенок» означает
любого ребенка, независимо от того, состояли
ли его родители в браке или нет (ст.2 Конвенции
МОТ №103). Согласно ст.1 Конвенции о правах
ребенка, «ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста,
если по закону, применимому к данному
ребенку, он не достигает совершеннолетия
раньше». Российское законодательство
определяет ребенка как лицо, не достигшее
возраста 18 лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54
СК РФ). 18 лет – возраст гражданского совершеннолетия
по российскому законодательству – с
этой даты лицо считается полностью дееспособным,
взрослым. Однако в случае, когда ребенок
признан полностью дееспособным до достижения
совершеннолетия, в т.ч. в случае его эмансипации,
это не влияет, за исключением случаев,
указанных в законе, на возможность рассматривать
его в качестве ребенка. Период от рождения
до достижения 18 лет можно смело назвать
периодом «детства».
В 38 статье Конституции присутствует
еще одно понятие – «семья».
Понятие «семья» является ключевым,
составляющим базис семейных правоотношений
вообще. Понятие семьи имеет социологический,
не правовой характер. В правовых актах,
и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи
связано с установлением круга членов
семьи, образующих ее состав. В российской
правовой доктрине семья определяется
как круг лиц, связанных личными неимущественными,
а также имущественными правами и обязанностями,
основанными на браке, родстве и принятии
детей на воспитание.
По определению ст.23 Международного
пакта о гражданских и политических правах,
семья является и остается естественной
и основной ячейкой общества, имеющей
право на защиту со стороны общества и
государства.
Семейное право регулирует
особый вид общественных отношений –
отношения между людьми в связи со вступлением
в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием
детей. СК РФ регулирует также и близко
примыкающие к ним, но иные по своей природе
отношения. В таких отношениях, как правило,
сторонами выступают публичные образования,
например, администрация организации.
Так, факт смерти родителей ребенка порождает
возникновение правоотношения по поводу
его устройства, в рамках которого соответствующие
органы местного самоуправления и государственной
власти совершают действия по размещению
ребенка способом, наиболее отвечающим
его интересам. Это правоотношение является
организационным и носит административно-правовой
характер.
Существует различие понятий
«семейные правоотношения» и «семейные
отношения». Последняя категория гораздо
шире, т.к. включает в себя не только отношения
членов семьи, урегулированные нормами
права, но и отношения между названными
субъектами, которые не поддаются регулированию
закона, а регулируются, скорее моралью,
бытовыми нормами, традиционными и культурными
факторами.
Итак, материнство, детство,
семья представляют собой взаимосвязанную
систему социальных факторов, в решающей
степени определяющих состояние общества
и перспективу его прогрессивного развития,
связь, нормальную смену и преемственность
поколений, подготовленность новых членов
общества к полноценной реализации прав
и обязанностей человека и гражданина,
как и фактическую реализацию этих прав
и обязанностей в социальной и частной
жизнедеятельности. Охрана материнства
и детства – это созданные государством
условия, направленные на обеспечение
необходимых условий для рождения, выживания
и защиты детей, их полноценного развития
и для реализации семьей всех ее функций
в жизни общества.
Интересен факт, что еще на рубеже
19-20 вв. в ряде европейских стран уже существовали
государственные программы по защите
матери и ребенка – например, страхование
материнства. Страхование материнства
имело целью обеспечить условия существования
еще не рожденного и новорожденного ребенка
вместе с его матерью.
В России же, долгое время не
было ни законодательного воспрещения
промыслового труда рожениц, ни страхования
материнства. Правовые основы институт
материнства и детства появились сравнительно
недавно. После прихода к власти Советов,
происходит уравнение трудовых прав женщины
и мужчины, со временем, формируется институт
материнства и детства. Однако, защита
государством материнства и детства, семьи
как конституционный принцип была впервые
закреплена в 1977 году.
Современное Российское законодательство
данный принцип не просто закрепляет в
Основном законе страны, кодифицированных
актах, законах и подзаконных актах. Оно
создает механизмы его реализации и санкции
для нарушителей.
1.2 Правовые
(законодательные) основы защиты
и материнства и детства в
Российской Федерации
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что
в Российской Федерации обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства,
отцовства и детства. Пункт 1 ст.38 Конституции
РФ провозглашает, что «материнство и
детство, семья находятся под защитой
государства».
Данные принципы выступают базисом для
принятия государством в лице его полномочных
органов мер по охране интересов и защите
матери и ребенка, правовых механизмов
такой охраны, поощрения института материнства,
направленные на создание здоровой семьи,
общества, и государства в целом.
Определяющее значение в установлении
пределов охраны материнства и детства
имеют международно-правовые акты. В силу
ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы.
Международно-правовая защита материнства
и детства находит свое отражение в основополагающих
актах и декларациях, пактах и хартий о
правах человека с начала 20 века. Всеобщая
декларация прав человека (принята на
третьей сессии Генеральной Ассамблеи
ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948
г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство
и младенчество дают право на особое попечение
и помощь. Охрана материнства и детства,
как один из ключевых признаков выделяется
и в Европейской Социальной Хартии ETS №163
(Страсбург, 3 мая 1996 г.) и в Хартии социальных
прав и гарантий граждан независимых государств
(утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников
Содружества Независимых Государств 29
октября 1994 г.).