Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 10:13, реферат

Краткое описание

Современную российскую действительность можно охарактеризовать как непростой и ответственный период, основными чертами которого выступают последствия глобального экономического кризиса, демографические проблемы, социальное расслоение в обществе, невысокое качество жизни граждан и смена духовно-нравственных принципов.
Как следствие, в настоящее время в Российской Федерации объективной реальностью стало обострение социальных проблем

Содержание

Введение
1. Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации
1.1 Общие вопросы защиты материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы защиты и материнства и детства в Российской Федерации
1.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по соц политике.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 56 СК РФ защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Родители осуществляют родительские права и защиту прав и интересов ребенка до достижения совершеннолетия. Они являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия, которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе представлять интересы детей. В этом случае органы опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п.2 ст.64 СК РФ).

Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение соцзащиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Защищает права и законные интересы ребенка и прокурор, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются, прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

С 1 сентября 2009 года в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в России Президент учредил должность уполномоченного по правам детей, основными задачами деятельности которого являются:

-обеспечение защиты прав ребенка  и содействие восстановлению  нарушенных прав ребенка;

-правовое просвещение в области  защиты прав ребенка;

-запросы и получение в установленном  порядке необходимых сведений, документов  и материалов от федеральных  и региональных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

-беспрепятственное посещение федеральных  и региональных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организации;

-проведение самостоятельно или  совместно с уполномоченными  государственными органами и  должностными лицами проверки  деятельности федеральных органов  исполнительной власти, органов  власти субъектов Российской  Федерации, а также должностных  лиц;

-направление в федеральные органы  исполнительной власти, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления  и должностным лицам, в решениях  или действиях (бездействии) которых  он усматривает нарушение прав  и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно  возможных и необходимых мер  восстановления указанных прав  и интересов;

-привлечение в установленном  порядке для осуществления экспертных  и научно-аналитических работ, касающихся  защиты прав ребенка, научные  и иные организации, а также  ученых и специалистов.

Споры, связанные с воспитанием детей, рассматривает суд. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.

Ребенок может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия и исполнение такого права необходимо в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и содержанию его. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Во многом проблема того, что дети, будучи ущемляемы в правах в семье не обращаются за помощью заключается в том, что они не знают куда и по какому вопросу могут обращаться. Для этого необходимо вводить в образовательных и воспитательных учреждениях курсы по ознакомлению детей с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в СМИ прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей.

В целях улучшения положения детей в России Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 №172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы. Данная программа являлась продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, в результате выполнения которой было достигнуто снижение младенческой и материнской смертности (на 21,8 и 27 процентов соответственно).

Программа предусматривала решение следующих задач:

-обеспечение безопасного материнства  и рождения здоровых детей, охрана  здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья;

-профилактика и снижение детской  и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

-создание государственной системы  выявления, развития и адресной  поддержки одаренных детей, сохранение  национального генофонда страны, развитие интеллектуального и  творческого потенциала России;

-профилактика социального неблагополучия  семей с детьми, защита прав  и интересов детей;

-совершенствование системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних;

-проведение эффективной реабилитации  и адаптации детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации;

-обеспечение полноценной жизнедеятельности  детей-инвалидов и их интеграции  в общество;

-профилактика социального сиротства, переход к семейным формам  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-обеспечение профессиональной  подготовки и социальной защищенности  выпускников детских интернатных  учреждений, развитие системы социализации  таких детей.

Решение указанных задач осуществлялось в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

Подобные программы продолжают действовать и сейчас на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26.03.2008 №404 был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Фонда направлена на создание нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Таким образом, государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов матери и ребенка, с помощью создания механизмов реализации защиты прав и поддержки данных категорий населения стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.

 

 

 

Заключение

Главной темой ежегодного послания Президента Федеральному Собранию стала защита материнства и детства.

По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. В прошлом году, впервые за 15 лет, удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей.

В связи с этим, несмотря на то, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства, в стране всё же существуют явные проблемы в данных областях.

Проводимый в 2008 году в стране Год семьи дал положительный толчок в рассмотрении проблем, связанных с семьей, с демографией. Важным событием Года семьи стало создание Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «Об опеке и попечительстве», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности и иными нормативными правовыми актами. Однако рост разводов, увеличение числа детей-сирот и рожденных вне брака, ухудшение экономического положения семей заставило государство задуматься о необходимости выверенной обоснованной государственной политики в области защиты семьи, материнства и детства.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке и обеспечению семейных прав граждан.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие  законодательные акты, прописываются  гарантии и нормы реализации  гарантий. Разрабатываются программы  на федеральном, региональном и  местном уровнях.

2. Создаются механизмы  и институты, направленные на  реализацию этих гарантий и  норм.

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и  нормы, создаются дополнительные  условия, корректируются в соответствии  с изменением экономических, социальных  и иных обстоятельств в государстве  и в мире в целом, поскольку  защита материнства и детства  – феномены динамичные, развивающиеся.

 

 


Информация о работе Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации