Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 15:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем что, на государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компе-тентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел.
В структуре государственной службы различаются четко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы ее подготовка и служеб-ная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.
Введение
1. Понятие и принципы государственной службы
1.1 Понятие государственной службы
1.2 Принципы государственной службы
2. Система государственной службы
2.1 Система государственной службы в РФ
2.2 Система государственной службы в субъектах РФ
Заключение
Список использованных источников
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
7 Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
8 Гласности
в осуществлении
9 Профессионализма
и компетентности
10 Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.
В
связи с этим возникает
11 Внепартийности
государственной службы. В системе
государственной службы не
12 Отделения
религиозных объединений от
13 Социальной
защищенности государственных
14 Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы административному праву Российской Федерации неизвестны.
В
числе принципов
Таким образом, принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления которые выражают конкретные закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, возможностей государственных служащих, работающих в системе государственной службы. Принципы государственной службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе государственной службы.
2 Система государственной службы
2.1 Система государственной службы РФ
Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления России положено два принципа: принцип разделения властей и принцип комплементарности, предполагающий разделение государства на уровни управления, распространяющие власть по узловым административно - территориальным звеньям пространства страны. [1.1, с.] Система государственного управления в России имеет некоторые особенности, существенно отличающие ее от других государств. По форме правления Россия является президентской республикой. Президент РФ является главой государства, выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. [2.10, c. 59]
К основным функциям Президента РФ относят следующие: назначение с согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ; право председательства на заседаниях Правительства РФ; принятие решения об отставке Правительства РФ; представление Государственной думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также постановка вопроса об освобождении от должности; назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей председателя, федеральных министров; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначение судей других федеральных судов; формирование и руководство Советом Федерации РФ; утверждение военной доктрины РФ; формирование администрации Президента РФ; назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ; назначение и отзыв после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. [1.1, ст. 83] Особая роль отводится администрации Президента, отвечающей за подготовку и реализацию практически всех президентских решений. Структура администрации главы российского государства весьма подвижна и слабо структурирована. Ее усилия сосредоточены главным образом на взаимодействии с ветвями власти, иностранными партнерами, средствами массовой информации, а также с крупными товаропроизводителями и финансово-промышленными компаниями как внутри страны, так и за рубежом. Самостоятельными подразделениями администрации Президента РФ являются Главное территориальное управление Президента РФ, Главное управление внутренней политики Президента РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Главное государственно-правое управление Президента РФ и пр. С мая 2000 г. значительно возросла роль представителей Президента РФ в регионах, после того как были созданы семь федеральных округов, возглавляемых непосредственными наместниками главы государства в регионах. В связи с этим значительно усложнилась схема взаимодействия между представителями Президента и региональной элитой, в определенной мере почувствовавшей некоторое снижение своего влияния в регионе. Еще одним институтом, представляющим президентскую власть на федеральном уровне, является Совет безопасности, возглавляемый секретарем Совета, непосредственно назначаемым Президентом. В сферу полномочий Совета безопасности входит подготовка решений по ключевым проблемам безопасности страны, ее независимости, борьбы с терроризмом и пр. [2.13, c. 70]
Законодательная власть
Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: верхней - Советом Федерации, и нижней - Государственной думой. Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта РФ, делегируемых от исполнительной и законодательной власти. [1.1] До 2001 г. в Совет Федерации входили президенты республик (губернаторы) и председатели законодательных собраний регионов. В настоящее время в этот орган власти входят представители от территорий, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе. Представитель в Совете Федерации от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта федерации на срок его полномочий.
К ведению Совета Федерации относятся: утверждения изменения границ между субъектами РФ; утверждения указа Президента о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. [2.1, c. 369]
Компенсировать негативные последствия, связанные с уходом высших должностных лиц регионов из Совета Федерации, был призван вновь созданный в 2000 г. орган - Государственный совет. Государственный совет стал постоянно действующим совещательным органом при Президенте РФ, в сферу полномочий которого входит координация федеральной политики в регионах, формирование перспективных направлений развития общества и государства в современных условиях. Персональный состав Президиума Государственного совета, в который входят семь глав исполнительной власти субъектов федерации, представляющих федеральные округа, определяется Президентом, периодически обновляется, сохраняя преемственность и единые принципы работы. Государственная Дума формируется в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.
К ведению
Государственной Думы относятся: выдача
согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ; решение
вопроса о доверии
Механизм работы Федерального Собрания таков. Субъект законодательной инициативы разрабатывает законопроект и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу. Отдельные вопросы, связанные с введением или отменой налогов, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. При голосовании за него большинством голосов от общего числа депутатов нижней палаты, законопроект в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, где он может быть поддержан большинством голосов либо отклонен. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительная комиссия из представителей обеих палат для преодоления возникших противоречий. После чего законопроект возвращается на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Думу может провести закон и без поддержки Совет Федерации, если при повторном голосовании этот законопроект поддержит не менее двух третей от общего числа депутатов нижней палаты. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если глава государства в течение четырнадцати дней с момента поступления документа отклонит его, то обе палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассмотрят закон. Право президентского вето будут отклонено, если в поддержку ранее принятой его редакции проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подписать закон, который тут же должен быть опубликован, после чего вступает в законную силу. [2.6, c.77]
Исполнительная власть
Исполнительную власть РФ возглавляет Правительство РФ. Структура правительства в России в последние годы периодически пересматривалась при неизменном наличие ряда ключевых фигур, представленных должностями Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Если кандидатура премьер-министра, представленная Президентом, трижды будет отклонена нижней палатой, то глава государства волен распустить Думу и назначить новые выборы. В сферу полномочий Правительства РФ входит разработка и представление Государственной Думе бюджета страны; проведение единой в стране экономической, культурой и социальной политики; управление федеральной собственностью; меры по обеспечению оборонной политики, внутренней и внешней безопасности, законности и пр. [1.1]
В состав Правительства РФ до 2004 г. входили федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, комиссии, агентства, надзоры. В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", систему федеральных органов исполнительной власти составляют: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Главными функциями федерального министерства являются: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование отдельных, установленных актами Президента РФ, сфер деятельности. [1.5] Основными внутриорганизационными звеньями органов исполнительной власти являются департаменты, управления, отделы, комиссии. [2.3, c. 73] Работа правительственных ведомств, главным образом, строится по функциональному признаку и охватывает четыре основных блока: 1) Экономический - охватывает основные направления в развитии национальной экономики, группирующиеся вокруг базовых отраслей: топливно - энергетический комплекс, строительство и жилищная политика, промышленность, финансы, транспорт и др.; 2) Административно - политический - обеспечивает оптимальные внутренние и внешние условия развития государства, удовлетворяя интересы граждан в безопасности, защиты собственных прав и т .д.; 3) Социальный - предполагает разработку специальной политики государства в удовлетворении социальных потребностей людей ( образование, здравоохранение, социальная защита, труд, культура и др.), ориентированной на сохранение стабильности в обществе на принципах справедливости и приоритета общечеловеческих ценностей; 4) Контрольный - представляет перечень существующих в рамках правительственного аппарата контрольных органов, ответственных за адекватное проведение правительственной политики в регионах, а также за координацию между хозяйствующими субъектами на территории. Специализированную функцию контроля в сфере исполнительной власти осуществляют специальные федеральные службы, а также специальные департаменты и отделы федеральных министерств, а также надзоры и комиссии. [2.14, c. 440]
Судебная власть
Судебная власть в России, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. [1.1, ст.118] Федеральный уровень судебной системы представляет Верховный суд РФ, являющийся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Каждый судья Верховного суда назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Лишить полномочий судью возможно только на основании решения квалификационной коллегии судей, образуемой представителями Верховного и региональных судов. При Верховном суде РФ действует Судебный департамент, в полномочия которого входят функции по обеспечению деятельности всей вертикали судебной системы. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший арбитражный суд РФ, представленный также на всех региональных уровнях. [2.3, c. 26] Определенную помощь арбитражным судам способы оказывать третейские суды, образуемые в досудебном порядке лицами, спровоцировавшими экономический спор. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции, рассматривающими гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Мировой судья назначается законодательным органом субъекта федерации или избирается населением судебного участка сроком на 5 лет. Особое место в судебной системе России занимает Конституционный Суд, дающий заключения о соответствии законов, решений, договоров высшему основному закону страны. Неотъемлемым элементом судебной системы в РФ является прокуратура, отвечающая за точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами в стране, а также осуществляющая общий надзор за деятельностью правоохранительных органов, учреждений и должностных лиц. Снижение уровня территориального управления влечет за собой ослабление в разделении ветвей власти.
И так, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что РФ является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В основу системы государственного управления РФ положено два принципа: 1. Принцип разделения властей; 2. Принцип комплементарности. Существует три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. А также существует разделение государства на уровни управления: федеральный, региональный и муниципальный.
2.2 Система
государственной службы в
Система органов государственной власти - необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации - система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации. [ 2.17, c. 321] Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следует отметить необходимость основных начал организации органов государственной власти на всех ее уровнях и инвариантности, свойственной конкретным субъектам. [1.1, ст.11]