Система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Право как категория философии и теории, будучи наполнено реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и так далее, но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и структурные элементы системы законодательства: сущность, виды 5
2. Законодательство Республики Беларусь в контексте системного подхода 8
3. Формирование Свода законов Республики Беларусь в системе законодательства 15
4. Мероприятия по систематизации законодательства 20
5.Пути совершенствования автоматизированной системы законодательства и подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь 24
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

система законодательства.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

По итогам анализа поступивших предложений и проработки отобранного массива актов подготовленпроект Указа Президента Республики Беларусь «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь». В проект Указа включены 18 декретов и 76 указов Президента Республики Беларусь (их структурных элементов).

Работа по упорядочению законодательства продолжается. Выработанные в ходе этой работы предложения учитываются при формировании ежегодных планов подготовки законопроектов.

В законодательных актах выявлено большое количество отсылочных и бланкетных норм, из которых около 10 % не реализованы в законодательстве или реализованы частично, что ведет к размыванию смысла закона как акта прямого действия, невозможности применения его отдельных положений и свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании соответствующих общественных отношений.

Данная проблема была вынесена на обсуждение Совета Министров Республики Беларусь и заинтересованных органов государственного управления.

В этой связи были изданы распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь от 29 марта 2006 г. № 47р "Об утверждении плана работы республиканских органов государственного управления по реализации отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов", от 28 марта 2007 г. № 39р и от 14 января 2008 г. № 3р "Об утверждении плана работы республиканских органов государственного управления по реализации отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах, подлежащих включению в Свод законов Республики Беларусь".

В настоящее время данная работа продолжается и в адрес Совета Министров Республики Беларусь ежегодно направляется дополнительная информация с предложениями по реализации нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, содержащихся в законодательных актах (в 2008 году направлена дополнительная информация с предложениями по реализации 34 нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм, в 2009 году – 42 нереализованных отсылочных и (или) бланкетных норм).

Таким образом, осуществляемые в этом направлении мероприятия способствуют преодолению хаотичности законодательства, его упорядочению и создают возможность для обеспечения его стабильности.


5.Пути совершенствования автоматизированной системы законодательства и подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь

 

Компьютерная программа "Автоматизированная система законодательства и подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь" (далее - программа) является инструментальным средством подготовки проектов нормативных правовых актов (далее - проектов НПА) Республики Беларусь в государственных органах, занимающихся нормотворческой деятельностью.

Программа создана на основе обобщения практики нормотворчества государственных органов Республики Беларусь   с целью дальнейшего совершенствования технологии нормотворческой деятельности, повышения качества и оперативности разработки проектов нормативных актов всех видов, улучшения информационного обеспечения государственных органов, занимающихся нормотворческой деятельностью, достижения единства подходов государственных органов при применении правил нормотворческой техники.

С помощью программы можно производить выбор и открытие в автоматизированном режиме электронных шаблонов (типовых документов) проектов НПА (в папках программы хранится более 100 вариантов шаблонов), создание проекта НПА, а также просмотр методического материала по правилам оформления структурных элементов документа.
Электронные шаблоны проектов НПА как типовые документы представляют собой унифицированные формы юридических конструкций проектов законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также постановлений Совета Министров Республики Беларусь, приказов и постановлений республиканских органов государственного управления, постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь и Совета директоров Национального банка Республики Беларусь, Национальной академии Республики Беларусь, решений местных исполнительных и распорядительных органов и местных Советов депутатов.
Шаблоны проектов НПА содержат установленные для составления проектов правовых документов параметры страниц, шрифт, расположение реквизитов (названия, преамбулы, даты и номера принятия, грифы утверждения), межстрочные интервалы и пр. В шаблонах предусмотрена также логическая разметка структурных единиц текста, выполненная путем присвоения специальных стилей. Это позволяет автоматизировать дальнейшую обработку текста документа в соответствии с требованиями Национального центра правовой информации Республики Беларусь.

Программа согласована с Министерством юстиции Республики Беларусь и Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.
Состав шаблонов программы может быть расширен в зависимости от потребностей конкретной организации.

Программа встроена в текстовый процессор Word пакета программ Microsoft Office 97 (2000, XP).

Загрузить программу

Создание проекта НПА

Запуск программы выполняют двойным щелчком мыши на ярлыке программы. В случае появления при загрузке программы окна "Защита от вирусов в макросах" (это зависит от настройки режима безопасности текстового редактора Word), необходимо подтвердить выбор надежного источника документа с помощью кнопки "Не отключать макросы" (рисунок 1):

Рисунок 1

Основное меню программы (рисунок 2) содержит ряд кнопок (рисунок 3), предназначенных для выбора группы шаблонов (кнопки "Закон", "Кодекс" и др.) или для открытия методического материала (кнопка "Комментарии"):

Рисунок 2

 

Рисунок 3

 

При выборе группы шаблонов (кнопки "Закон", "Кодекс" и др.) открываемые окна программы содержат ряды программных переключателей с названиями конкретных шаблонов проектов НПА (рисунок 4):

Рисунок 4

 

Для открытия в текстовом редакторе Word шаблона проекта НПА, содержащего основные параметры форматирования, стили, текст документа и т.д.), достаточно установить один из программных переключателей и нажать кнопку "Создать" (рисунок 5):

Рисунок 5

 

Дальнейшая работа с проектом НПА (набор текста и его редактирование) ведется стандартными инструментальными средствами текстового редактора Word.

Для сохранения файла создаваемого проекта НПА необходимо нажать кнопку  на панели инструментов редактора Word или выбрать команду "Сохранить как" из меню "Файл". В результате в окне редактора появляется окно диалога "Сохранение документа" (рисунок 6):

Рисунок 6

 

Для сохранения файла документа следует в поле "Папка" открывшегося окна "Сохранение документа" выбрать место сохранения, задать имя, тип файла и нажать кнопку "Сохранить".

Дальнейшая работа над проектом документа ведется путем открытия файла сохраненного документа из той папки на жестком диске компьютера, где документ был сохранен.

Работа с методическим материалом

Методический материал (рисунок 7) может быть открыт с помощью кнопки "Комментарии" в главном меню программы. Текстовые фрагменты могут быть скопированы при необходимости в создаваемый проект НПА путем использования буфера обмена.

Рисунок 7

 

В документе "Комментарии" предусмотрены следующие средства навигации по тексту документа:

- для перехода в один из разделов материалов необходимо выбрать для просмотра раздел на листе "Содержание", установить курсор мыши на слове "Просмотреть" при нажатой клавише клавиатуры Ctrl и щелкнуть левой клавишей мыши (рисунок 8):

Рисунок 8

 

- для перехода в начало раздела или в начало документа служат соответственно кнопки  и , расположенные в конце каждого раздела (рисунок 9):

Рисунок 9

 

Для завершения работы программы и закрытия текстового редактора Word предусмотрена кнопка "Выход" в главном меню программы.



31

 

Заключение

В заключение курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Законодательство - форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты[9].

Но система законодательства - не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

 

 

 



31

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2-х т. / С.С. Алексеев. – Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1972-1973. – Т. 2: Нормативные юридические акты. Применение права. Юридическая наука (правоведение). – 401 с.
  2. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права. / А.Ф. Вишневский. – 2-е изд. – Минск: Тесей, 2007. – 351 с.
  3. Вопленко Н.Н. Система права: Учеб.попобие.-М,2000.-115с.
  4. Горский, Д.П. Определения, их виды и правила / Д.П. Горский // Логика научного познания; под. ред. Д.П. Горского. – М: Наука, 1987. – С. 140-158.
  5. Греченков А.И. Основные отрасли права //Законность. 2010.№ 6.с.16-18.
  6. Гумплович Л. Теория права и государства.-М.,1990.-247с.
  7. Дмитрук, В.Н. Общая теория государства и права: краткое изложение курса / В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов. – Минск «Амалфея», 2008. – 194 с.
  8. Кельзен Г.Общая теория государства и права.-М.,1989.-197с.
  9. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права и государства: в 3 т./ Д.А. Керимов – Москва: Современный гуманитарный университет, 2002. – Т 2. Философия права. - 272 с.
  10. Маськевич И. Понятие системы права // Законность. 2009.№ 4. с.15-16.
  11. Матецкий Л. Основания построения системы права // Юрист.-2011. № 2. с.55.
  12. Мотовиловкер Е.Я. Теория регулятивного и охранительного права. Воронеж,1990.-96с.
  13. О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 10 апр. 2002 г. № 205: текст по на 10 апр. 2002 г. // Советская Белоруссия. – 2009. – 17 апр. С. 1.
  14. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск: Дикта, 2004. – 59 с.
  15. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под. Общ. Ред. А.Ф. Вишневского. - Мн.: Тесей, 2000.-492с.
  16. Общая теория права и  государства: Учебник / Под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1998.-342с.
  17. Общая теория права/ Под. ред. С.А.Комаров, А.В.Малько.–Мн.: Из.гр.НОРМА-ИНФРА,1999.-448с.
  18. Общая теория права: под. ред. В.Н. Хропонюк- Мн.:1999.-374с.
  19. Поленина, С.В. Теоретические проблемы системы советского законодательства / С.В. Поленина – Москва: Наука, 1979. – 202 с.
  20. Прангишвили, И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. Серия «Системы и проблемы управления» / И.В. Прангишвили. – Москва: СИНТЕГ, 2009. – 528 с.
  21. Саникова П. Система права и система законодательства // Хозяйство и право. 2010.№ 6, с.5-7.
  22. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов – М: Мысль, 1978. – 272 с.


Информация о работе Система законодательства