Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на
протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не
исчезает, но и возрастает
Введение .……………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие и сущность российской системы права
1.1.Понятие и черты системы права………….…………………………. ..…6
1.2. Правовой институт……… …………….……………………………….....9
1.3. Деление права на отрасли …..……….………………………….........…..12
Глава 2.Стуктура российского права
2.1. Структурные элементы права.……………………………….................17
2.2. Структура современного права ……………………………….…..……..25
2.3. Особенности современной российской системы права..........…….......29
Заключение……………………………………………………………….…..35
Библиографический список…………
Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на се территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные.
6. Договорные нормы. Римские юристы говорили: «Договор — это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.
Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.
Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.
В Роcсийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.
Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.
Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.
Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).
Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.
2. Основные черты структуры права.
Структуре права свойственны следующие черты:
а) Объективность. Она не плод фантазии людей, не результат произвольного «конструирования», а реально существующее подразделение права на определенные части. Ведь структура предметов, явлений в природе и обществе всегда объективна.
б) Единство. Структура права охватывает право в целом, связывает в дифференцированное целое все его подразделения. Право представляет собой сложную систему.
В праве можно выделить четыре основных уровня структуры:
1. Правового предписания (правовой нормы);
2. Правового института;
3. Отрасли права;
4. Отраслей права в их взаимосвязи (система права).
Структура права на каждом из указанных уровней имеет свою модель связи образующих ее элементов. Так, для отдельного правового предписания свойственно сочетание таких «элементарных» частиц, как гипотеза и диспозиция, гипотеза и санкция. На следующем уровне соединяются в единую систему регулятивные, охранительные, дефинитивные и некоторые другие предписания. Для самого высокого уровня — системы права (в традиционном понимании этого термина) — характерно сложное сочетание отраслей. Но как ни разнообразны модели структуры права на различных уровнях, это структуры единой системы. Они выражают нечто общее и цельное — способ связи элементов правовой материи. Все они последовательно соединены в одну цепь: каждое звено со свойственной ему структурой является исходным элементом структуры следующего уровня.
в) Способность к развитию. Право представляет собой устойчивую, стабильную систему общественного регулирования в классовом обществе. Вместе с тем эта система является подвижной, динамичной. Для права характерны не только постоянное изменение составляющих его норм, институтов, отраслей и не только умение приспосабливаться к изменяющимся общественным отношениям (при помощи институтов аналогии, субсидиарного применения норм, толкования и др.), но и определенные процессы внутреннего развития системы в целом, ее перестройки. В соответствии с этим и структура права наряду с ведущим началом — устойчивостью, стабильностью — выражает также начало динамизма. Следовательно, в структуре права необходимо видеть и то, что является в ней постоянным, определяющим его своеобразие как устойчивой, стабильной системы регулирования, и то, что присуще ей как развивающейся структуре.
Объективность структуры права вовсе не исключает того, что она способна изменяться (преобразовываться) под воздействием субъективных факторов. Так, путем развития соответствующей области законодательства, целенаправленного выявления качественных особенностей тех или иных юридических норм, закрепления их в общей части систематизированного нормативного акта, а также утверждения комплекса общих понятий и принципов возможно постепенное формирование новой отрасли права, что, несомненно, видоизменяет структуру права в целом.
Преобразование структуры права обусловлено не только тем, что изменение в содержании правового регулирования само по себе вызывает соответствующую перестройку в составе подразделений права, их связях и соотношении, но и тем, что через структуру права (ее изменения) осуществляется регулятивное воздействие на общественные отношения.
Составной частью обширного комплекса вопросов о структуре права являются вопросы системы права.
Глава 2. Понятие и сущность российской системы права.
1. Понятие, признаки, значение и структурные элементы системы права.
Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Под правом понимают многообразные общеобязательные правила поведения, установленные, санкционированные и обеспечиваемые государством. Иногда под правом понимают нечто, принадлежащее индивиду, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства.
В переводе с греческого термин «система» (systema) означает «целое», составленное из частей. Причем это не простая сумма частей. Систему отличают непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая ее целостности, правоприменителю это помогает правильно толковать и применять норму права. Системность права положительно влияет и на процесс упорядочения законодательства.
Если источники права в собственно-юридическом смысле являются внешней стороной формы права, то внутренняя сторона формы права предусматривает собой сложную систему строения права, т.е. систему права.
Система права представляет собой совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений.
Основными признаками системы права являются:
- объективность
строения – система права
- единство и
согласованность системы права
– все нормы права
- система права исторически изменчива, она эволюционирует вместе с развитием общества;
- разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны. Поскольку нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения разными методами;
- непротиворечивость права заключается в наличии в нем своеобразного механизма саморегулирования, призванного разрешать противоречия норм права (коллизии), проистекающие из сложности процесса правотворчества;
- иерархичность
системы права заключается в
том, что он не складывается
из норм разной юридической
силы, что обусловлено
Чтобы познать и освоить право, как систему, необходимо выявить основания построения, критерии и интеграции и дифференциации юридических норм.
С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право, как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное.
Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т.е. те права и обязанности, которые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе.
Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих определенные права и обязанности, исходящих от государства и общества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь ввиду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.
Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общий видимый критерий здесь – форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифицированное, статутное, декретное право).
Исторический взгляд позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляется влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.
На вопрос о социальном назначении права нужно смотреть с точки зрения прагматизма. В частности, зачем нужна система права?
- Система права необходима для правотворческих целей. Правовая норма действует не отдельно, а в системе других норм. Отсюда, чтобы получить беспробельную систему норм, контролировать эффективность правового регулирования, мы должны иметь целостную систему норм, соответствующую состоянию общественных отношений и отвечающую потребностям их развития.
- Система права
позволяет увидеть роль
- Система права облегчает правоприменительную практику. Хорош не тот юрист, который знает много конкретных статей закона, а тот, который хорошо знает систему права, ориентируется в ней и быстрее других находит нужную норму. Вследствие сложности правового регулирования, обилия правовых норм, без системы права трудно, а порою и невозможно найти ту или иную норму. Совершенная система права позволяет сосредоточить правовые нормы в определенном порядке, а также использовать технические средства для облегчения правоприменительной деятельности.