Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на
протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не
исчезает, но и возрастает
Введение .……………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие и сущность российской системы права
1.1.Понятие и черты системы права………….…………………………. ..…6
1.2. Правовой институт……… …………….……………………………….....9
1.3. Деление права на отрасли …..……….………………………….........…..12
Глава 2.Стуктура российского права
2.1. Структурные элементы права.……………………………….................17
2.2. Структура современного права ……………………………….…..……..25
2.3. Особенности современной российской системы права..........…….......29
Заключение……………………………………………………………….…..35
Библиографический список…………
Все признаки отрасли
права необходимо рассматривать в единстве.
Все они выражают единое - самостоятельное,
обособленное существование данной правовой
общности в качестве главного относительно замкнутого
Положение о единстве предмета и метода регулирования дает возможность раскрыть механизм преобразования при помощи права структуры реальных общественных отношений. На основе объективных потребностей общественного развития государство использует смену методов регулирования в качестве рычага для преобразования общественных связей. Это оказывается возможным как раз в силу того, что предмет и метод правового регулирования едины. Вот почему, кстати, они не могут противоречить друг другу (методу могут противоречить назревшие потребности общественного развития): коль скоро произошла смена метода - причем метода целиком, а не «отклонение» его отдельных элементов, то это свидетельствует о преобразовании в самой структуре реальных общественных отношений.
Предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что общественные отношения чрезвычайно разнообразны и нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и различными способами.
Поэтому вторым критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием и отвечает на вопрос: что регулирует отрасль права, то метод являясь формально-юридическим критерием, отвечает на вопрос: как, каким образом осуществляется правовое регулирование.
Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права.
По мнению проф. Сергея Александровича Комарова, метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.
К элементам метода правового регулирования проф. Сергей Александрович Комаров относит:
1) содержание юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения между собой (подчиненность, соподчиненность, равноправие);
2) содержание оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу);
3) содержание юридических последствий для субъекта (положительные, отрицательные).21
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на императивный и диспозитивный виды.22
Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, при котором стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают. Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как: конституционное право, административное право, финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие, например, отношения: — между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом; — между судьей и участниками судебного процесса; — между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.
Диспозитивный метод (автономный, метод координации, метод равенства сторон) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, при котором стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей. В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями. Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как: гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право. Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие, например, отношения: — между покупателем и продавцом, — между кредитором и должником, — между супругами, — между родителями и детьми, — между работником (сотрудником) и работодателем.
Основные элементы метода следующие:
а) характер общего
юридического положения субъектов (т.е. правосубъектность
правового статуса) - находятся ли субъекты
в состоянии власти и подчинения или они
занимают равные, юридические одно порядковые позиции, или
б) характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений (т.е. юридических фактов) – возникают ли, в частности, правоотношения на основе административных актов или договоров и т. п.;
в) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов — определяется ли оно непосредственно нормами права или административными актами, или соглашением субъектов и т. п.;
г) характер юридических мер воздействия (т.е. санкций), способов, оснований и процедуры применения санкций.
Значение различных элементов метода правового регулирования не одинаково. Наиболее устойчивым и определяющим элементом метода является общее юридическое положение субъектов. В этом элементе концентрируются особенности данного метода правового регулирования в целом.
Другие элементы метода характеризуют в основном конкретные правоотношения (основания их возникновения, изменения и прекращения; способы формирования их содержания; юридические меры их обеспечения). Они в ряде случаев могут в значительной степени «отклоняться» от типических черт, присущих данной отрасли права. Так, например, гражданские правоотношения могут возникать на основании административных актов, в определенной мере обеспечиваться уголовно-правовыми санкциями и т. п.
Но все же в целом метод правового регулирования отличается единством всех своих элементов. Выражением этого единства является главный элемент метода — общее юридическое положение субъектов.
3. Критерии деления права на частное и публичное
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.
Нормы, обеспечивающие общезначимые (публичные) интересы — интересы общества и государства, относятся к отраслям публичного права.
Все остальные, т.е. те, которые имеют своим непосредственным назначением защиту частных интересов граждан, образуют отрасли частного права.
Публичное право, писал в связи с этим известный римский юрист Ульпиан, «есть то, которое относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц»23.
Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время. Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).
Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.
Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.
Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.
Для публичного права характерны:
- одностороннее волеизъявление;
- субординация субъектов и правовых актов;
- преобладание императивных норм;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
- свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
равенство сторон;
- преобладание диспозитивных норм;
- ориентация на удовлетворение частных интересов.
Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право.
Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
- интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
- предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
- метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
- субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям.
В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами.
Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.
Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.