Система мер по противодействию коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации УрФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:35, статья

Краткое описание

В статье автор рассматривает инструментарий, принятый к использованию в процессе реализации антикоррупционной политики на уровне субъектов Российской Федерации, а также деятельность основных институциональных образований, созданных с целью контроля за соблюдением принятого законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

тэ.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

Система мер по противодействию  коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации  УрФО

Кулешов И.В.

УДК 328.185 
ББК 66.3(2),124

В статье автор рассматривает  инструментарий, принятый к использованию  в процессе реализации антикоррупционной  политики на уровне субъектов Российской Федерации, а также деятельность основных институциональных образований, созданных с целью контроля за соблюдением принятого законодательства.

Ключевые слова: должностные лица ,  комиссии по соблюдению требований к служебному поведению , конфликт интересов ,  коррупция ,  органы исполнительной власти ,  Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции ,  субъект Российской Федерации .

Проблема борьбы с коррупцией достаточно регулярно поднималась  первыми лицами государства с  первых дней образования новой России. Особенно популярной данная тематика становилась в преддверии очередных  выборов, обещая череду  громких разоблачений.

Если рассматривать хронологию событий по активизации борьбы с  коррупцией, то следует отметить следующие  шаги:

  • 4 апреля 1992 года, когда Б.Ельцин подписал указ № 361 о борьбе с коррупцией, запрещающий госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью, содействовать в ее осуществлении физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения, принимать участие в управлении акционерными обществами и товариществами с ограниченной ответственностью;
  • 8 октября 1992 года, когда Президентом Ельциным подписывается указ «О мерах по защите граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью», которым  создается межведомственная комиссия Совета безопасности России по борьбе с преступностью и коррупцией, возглавляемая вице-президентом А.Руцким;
  • 19 января 1993 года состоялось совещание в Кремле по борьбе с преступностью, на котором Президент РФ Ельцин заявляет: "Мы начинаем фронтальное наступление на преступность, взяточничество и коррупцию"; 
  • 12 февраля 1993 года состоялся  доклад Б.Ельцина на всероссийском совещании по борьбе с преступностью и коррупцией;
  • 19 февраля 1993 года опубликована программа А.Руцкого из 12 пунктов по борьбе с преступностью и коррупцией, получившая название «Так дальше жить опасно».

Однако активное обращение  руководства постсоветского государства  к данной проблеме не отразилось на ее позитивном  решении.

Фактически регулирование  результатами управленческих решений  в целях извлечения выгоды в государственных  структурах Российской Федерации приобрело  системный, скоординированный характер. Привычной реалией и практически нормой для общества стало  и взаимовыгодное взаимодействие с чиновниками, и присутствие в органах государственной власти и управления руководителей, представляющих и лоббирующих интересы влиятельных финансово-экономических групп. Обществом признается, что развитие бизнеса в стране без финансового стимулирования административного ресурса практически невозможно, а гарантией успеха любого коммерческого проекта являются взятки и откаты.

За последние два десятилетия  тема коррупционности общества  постоянно поднималась и в публицистике, и в журналистике, и в научных кругах, много и подробно анализировались причины возникновения, предлагались возможные пути решения, но конкретной, системной работы по этому вопросу со стороны высшего руководства власти не проводилось: создавались и ликвидировались всевозможные Советы, Комитеты по борьбе с коррупцией, декларировались популистские лозунги, подписывались указы президента, однако федеральный закон, четко регламентирующий данный вопрос, несмотря на многочисленные попытки его разработки, переработки и рассмотрения, до 2008 года не был принят. Масловым О.Ю., Прудником А.В. в статье «Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991–2010»высказывается мнение о том, что 17-летняя история непринятия закона о борьбе с коррупцией, вкупе с указом президента Путина о недопустимости пересмотра итогов приватизации, создали в России ситуацию, в рамках которой вся собственность, приобретенная незаконным путем в 90-е годы и вплоть до 25 декабря 2008 года, становится "священной собственностью". То, что собственность "священна", убеждена вся российская элита. То, что почти вся собственность в России добыта криминальным путем, убеждено большинство граждан России [1].

Таким образом, закрытость, неподотчетность, бесконтрольность власти, государственных должностных лиц, слияние властных и хозяйствующих структур, являющихся первопричинами коррупции, в условиях перехода государственной собственности в частую путем приватизации, фактически поддерживалось властными структурами, при внешнем декларировании борьбы с преступностью.

Очередной подъем популяризации  темы борьбы с коррупцией был дан  предвыборной программой  кандидата в президенты Российской Федерации Д.А. Медведева. Реализацией предвыборных заявлений стало утверждение Президентом РФ 31 июля 2008 года Приказом № 1568  «Национального плана противодействия коррупции», принятие Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции».

Законом «О противодействии  коррупции» определяются основные понятия, правовая основа противодействия коррупции, основные принципы противодействия  коррупции, организационные основы противодействия коррупции, меры по профилактике коррупции, закрепляются основные направления деятельности государственных органов по повышению  эффективности противодействия  коррупции, обязанность государственных  и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения, ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Согласно данному закону коррупция - злоупотребление служебным  положением, дача взятки, получение  взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом  своего должностного положения вопреки  законным интересам общества и государства  в целях получения выгоды в  виде денег, ценностей, иного имущества  или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, от имени или  в интересах юридического лица [2].

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [2].

В течение 2008-2010 годов был  подготовлен целый ряд нормативных  актов, посвященных антикоррупционной  тематике. Самым масштабным документом стала Национальная стратегия противодействия  коррупции и национальный план противодействия  коррупции на 2010-2011 годы, утвержденные указом Президента РФ  № 460 13 апреля 2010 года. После введения данного документа Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. была озвучена информация, что нормативное формирование документов по противодействию коррупции практически завершено.

Целью Национальной стратегии  противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции  последовательно решаются следующие задачи:

  • а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
  • б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
  • в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации [3].

В связи с введением  целого ряда  нормативных актов  по противодействию коррупции, в которых обозначены основные понятия, закреплены основные цели и задачи данного противодействия,  а также в связи с неоднократным обозначением со стороны Правительства  Российской Федерации и Президента Российской Федерации Д.А. Медведева данного направления как приоритетного в социально-экономическом развитии  страны, закономерно, что всех субъектах Российской Федерации, органах государственной власти и местного самоуправления данный вопрос стал первоочередной задачей для решения, а следствием этого стало рождение  целого ряда дублирующих нормативных актов по всей вертикали власти, введение череды мониторингов и ежеквартальных отчетов,  раздувание и смакование любых  фактов, как-то касающихся вопросов коррупции.

Например, в Свердловской области на правительственном сайте  вопрос о противодействии коррупции  отдельной ссылкой выложен на главной странице. Войдя на страницу (http://www.midural.ru/corruption/), по представленному на данной странице меню, можно представить, насколько серьезно областные исполнители отнеслись к реализации проблемы российского масштаба с точки зрения системности и ее соответствия федеральному закону:

1. Нормативные правовые  акты

  • Международные нормативные правовые акты
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации
  • Нормативные правовые акты Свердловской области

2.  Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции

  • Состав Совета и положение
  • Заседание Совета
  • Мероприятия по противодействию коррупции

3. Комиссия по соблюдению  требований к служебному поведению  государственных гражданских служащих  Свердловской области и урегулированию  конфликта интересов

4. Работа с исполнительными  органами

  • Материалы для организации работы по противодействию коррупции в исполнительных органах

5. Работа с муниципальными  образованиями

  • Материалы для организации работы по противодействию коррупции в муниципальных образованиях
  • Модельные проекты муниципальных правовых актов
  • Результаты работы муниципальных образований по противодействию коррупции

6. Работа с обращениями  и заявлениями граждан

7. По сообщениям средств  массовой информации [4]

В Свердловской области появился Совет при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции, был принят целый ряд нормативно-правовых актов, среди которых основными  являются Закон Свердловской области  «О противодействии коррупции в  Свердловской области» от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ и Распоряжение Губернатора  Свердловской области от 03.11.2010 г. № 208-РГ «Об утверждении Плана работы органов государственной власти Свердловской области по противодействию коррупции на 2011 год», являющиеся пролонгацией  Плана противодействия коррупции в Свердловской области на 2008-2009 г.г.

Соответственно, начатая  в Свердловской области работа полномасштабно охватила все органы государственной  власти, в том числе, все органы исполнительной власти, без исключения.

За период 2009-2010 годов  во всех органах исполнительной власти Свердловской области были приняты  и действуют приказы, которые  можно условно разделить на следующие  группы:

1. По предупреждению коррупции,  в том числе по выявлению  и последующему устранению причин  коррупции (профилактика коррупции):

  • О противодействии коррупции в конкретных органах исполнительной власти Свердловской области.
  • О возложении функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
  • О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
  • О создании комиссий по противодействию коррупции.

2. По выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией):

Информация о работе Система мер по противодействию коррупции в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации УрФО