- Об утверждении положений о порядке уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений государственного гражданского служащего Свердловской области, замещающего должность в органах исполнительной власти Свердловской области, порядке регистрации этих уведомлений, перечне сведений, содержащихся в таких уведомлениях, и организации проверки этих сведений.
- О «телефоне доверия» органов исполнительной власти Свердловской области
3. По приведению в соответствие
действующему антикоррупционному
федеральному и областному законодательству
внутренних законнодательных актов:
- О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Свердловской области;
- Об утверждении перечней должностей государственной гражданской службы в конкретных органах исполнительной власти Свердловской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Свердловской области обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Теоретически, исходя из определения
противодействия коррупции, внутри
органа должны быть представлены нормативные
документы по минимизации и ликвидации
последствий коррупционных правонарушений,
однако такие правовые документы
отсутствуют, скорее всего, в силу формальности
происходящих процессов.
Кроме прочего, в органах
исполнительной власти Свердловской области
утверждены планы мероприятий по
противодействию коррупции, разработанные
с учетом принятых федеральных и
областных правовых актов по противодействию
коррупции в Свердловской области,
созданы комиссии по противодействию
коррупции, у которых утверждены
план работы на год.
При этом комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению
и урегулированию конфликта интересов
согласно принятым положениям образованы
в целях:
- осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции;
- рассмотрения результатов антикоррупционного мониторинга и выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции;
- рассмотрения поступивших обращений граждан и организаций по коррупционным проявлениям на государственной службе;
- подготовки предложений по совершенствованию ведомственных и областных правовых актов в сфере правового обеспечения противодействия коррупции.
Согласно утвержденному
плану на заседаниях созданных Комиссий
по противодействию коррупции в течение
2010 года рассмотрены и планируются к рассмотрению
следующие вопросы:
- Об итогах проведения выборочных проверок целевого использования бюджетных средств в 2009 году.
- О ходе разработки административных регламентов исполнения государственных функций.
- О разработке и применении опросного листа для социологического опроса граждан и предпринимателей при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
- О выполнении протоколов заседания комиссий по противодействию коррупции за отчетный период.
- О плане заседаний комиссий органов исполнительной власти Свердловской по противодействию коррупции на 1 полугодие 2010 года.
- О ежегодной отчетности о деятельности по противодействию коррупции для размещения через средства массовой информации.
- О проведении ежеквартального мониторинга эффективности функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов.
- Рассмотрение вновь принятых правовых актов по противодействию коррупции и решений заседаний Межведомственной рабочей группы по реализации антикоррупционных мер в Свердловской области и Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.
- Подготовка дополнений в План мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Свердловской области с учётом вновь принятых правовых актов по противодействию коррупции и протоколов заседаний Межведомственной рабочей группы по реализации антикоррупционных мер в Свердловской области и Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.
- Рассмотрение итогов работы по совершенствованию официальных сайтов органов исполнительной власти Свердловской области в целях наиболее полного информирования граждан и организаций о деятельности министерств, создание страниц для отзывов граждан.
- О выполнении плана мероприятий по противодействию коррупции в Свердловской области в 1 полугодии 2010 года и проекте Плана мероприятий по противодействию коррупции во 2 полугодии 2010 года.
- О разработке административных регламентов предоставления государственных услуг.
- О проведении анализа мер, направленных на противодействие коррупции в сфере лицензионно-разрешительной деятельности. По результатам анализа принять дополнительные меры по повышению их эффективности.
- Об осуществлении ведомственного финансового контроля в части исполнения бюджетных смет получателей средств областного бюджета.
- Об организации и проведении внутриведомственных проверок использования государственного имущества.
- О проведении мониторинга выполнения государственными гражданскими служащими Свердловской области обязанностей, ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, требований к служебному поведению.
- Об организации проведения проверок соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области обязанностей, ограничений и запретов, установленных действующим законодательством.
- Об организации проверок достоверности представляемых гражданами персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу Свердловской области, назначении на должности государственной гражданской службы Свердловской области.
Рассматривая и анализируя
ведомственные нормативные правовые
акты, изданные в органах исполнительной
власти Свердловской области по антикоррупционным
вопросам, давая оценку целям, реализуемым
антикоррупционной комиссией, и
вопросам, рассматриваемым комиссией
в течение года, следует отметить,
что, с одной стороны, все указанные
документы и мероприятия соответствуют
основным положениям Федерального закона
№ 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»,
Национального плана противодействия
коррупции, Национальной стратегии противодействия
коррупции, а также областному законодательству
(своевременно и педантично отслеживаются
изменения в законнодательстве, приводятся
в соответствие им документы и реализуемые
мероприятия), с другой стороны, фиксируется
явный формализм похода к решению проблемы
по противодействию коррупции. Существующая
неэффективность, скорее, проблема не
конкретного органа государственной власти,
а проблема общероссийского характера,
проблема общих фраз и условных формулировок,
отсутствия конкретных рычагов воздействия,
которые в совокупности привели к увеличению
бумажной работы в органах власти, но не
к решению (даже частичному) вопросов с
противодействием коррупции.
Решая приоритетную задачу,
стоящую перед обществом, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации УрФО ежеквартально
отчитываются о проведенной работе.
Например, крайне показательным является
ниже представленный отчет Министерства
промышленности и науки Свердловской
области за 3 квартал 2010 года:
Обращения на специальный
адрес электронной почты на официальном
сайте и «телефоны доверия» Министерства
о фактах совершения коррупционных
правонарушений не поступало.
За 9 месяцев 2010 года
в Министерство поступило 261 обращение
граждан. Обращений, содержащих информацию
о коррупции, в 3 квартале не поступало.
Фактов несоблюдения
государственными гражданскими служащими
Свердловской области обязанностей,
ограничений, запретов и требований
к служебному поведению, связанных
с коррупционными правонарушениями,
за указанный период не установлено.
Подвергнуто антикоррупционной
экспертизе 22 проекта правовых актов Свердловской
области, подготовленные в министерстве,
признаки несовершенства правовых норм,
которые создают условия для совершения
коррупционных правонарушений, не выявлены.
Осуществляется
ежеквартальный мониторинг состояния
и эффективности противодействия коррупции
в Министерстве промышленности и науки
Свердловской области в соответствии
с Указом Губернатора Свердловской области
«О мониторинге состояния и эффективности
противодействия коррупции (антикоррупционном
мониторинге) в Свердловской области»
от 13 марта 2009 года № 229-УГ.
В соответствии с
планом проведения мониторинга выполнения
государственными гражданскими служащими
Свердловской области обязанностей,
ограничений и запретов, связанных
с государственной гражданской
службой, требований к служебному поведению
проведены проверки в отношении
6 государственных служащих на основании
поступившей из ИФНС информации о
расхождении сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного
характера. Установлено предоставление
неполных и недостоверных сведений в справках
о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера в отношении
4 работников. Виновные работники привлечены
к дисциплинарной ответственности.
Проведена проверка
достоверности персональных данных
и иных сведений, представляемых при
поступлении на государственную гражданскую
службу Свердловской области, по 1 гражданину,
поступившему на государственную службу.
Недостоверных сведений не обнаружено.
Проведены в 2010 году
4 заседания комиссии по соблюдению
требований к служебному поведению
и урегулированию конфликтов интересов,
в том числе 1 заседание в третьем
квартале.
Проведён анализ
мер, направленных на противодействие
коррупции в лицензионно-разрешительной
деятельности. По итогам разработан и
утвержден приказом министра Административный
регламент осуществления Министерством
промышленности и науки Свердловской
области функции по проведению проверок
при осуществлении государственного контроля
за деятельностью по заготовке, переработке
и реализации лома цветных металлов и
(или) по заготовке, переработке и реализации
лома черных металлов на территории Свердловской
области.
Однако, несмотря на внешнюю
формальность подхода к борьбе с коррупцией,
сама активизация правовой, политической
позиции власти по данному вопросу, декларация
со стороны Правительства Российской
Федерации приоритетности и первоочередности
решения проблем по борьбе с коррупцией,
его муссирование в средствах массовой
информации повысили «стоимость» личного
риска чиновников.
На координационном совещании
руководителей правоохранительных структур
по противодействию коррупции, которое
состоялось 13.11.2010 года в Генеральной прокуратуре
Российской Федерации с целью анализа
выполнения Национального плана по противодействию
коррупции, было отмечено, что средний
размер взятки в стране в нынешнем году
вырос на 25 процентов. Если в 2009 году он
составлял около 23 тысяч рублей, то теперь
- 30,5 тысячи [5].
Кроме того, стоит отметить,
что борьба с коррупцией принесла
неожиданный эффект: обычные люди
с конвертами попадают под суд
гораздо чаще чиновников-взяточников.
Такую странную тенденцию отметил
Судебный департамент при Верховном
суде, проанализировав коррупционные
приговоры за полгода. За дачу взятки осуждены
1723 человека, за получение - 1009. Виновными
в коррупции признаны в 1,7 раза больше
дающих, чем берущих. Судя по данным Верховного
суда, шансов оправдаться у чиновника
намного больше. По делам о получении взяток
вынесено 30 оправдательных приговоров,
еще 4 дела были прекращены по реабилитирующим
обстоятельствам. Итого – получается
3,4 процента оправдательных приговоров.
Это выше среднего «оправдательного»
процента по стране. А среди обвиняемых
взяткодателей оправданы 8 человек, дела
еще двух прекращены по реабилитирующим
обстоятельствам. Выходит около 0,6 процента
оправданий [6].
22.11.2010 года на парламентских
слушаниях в Государственной
думе глава думской комиссии
по законодательному обеспечению
противодействия коррупции Алексей
Волков признал, что говорить об успехах
борьбы с коррупцией преждевременно, а
первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов
назвал коррупцию явлением, которое невозможно
искоренить каким-то одним решением. Депутаты
считают, что нынешней нормативной базы
для борьбы с коррупцией недостаточно
и отмечали, что принятые законы носят
декларативный характер и имеют пробелы
[7].
Учитывая указанные факты,
можно сделать вывод, что на сегодняшний
день антикоррупционное законодательство
в Российской Федерации применяется достаточно
условно, мероприятия носят формальный
характер, а система мер, реализуемая в
отдельных органах власти, закономерно
стала лишь дополнительным видом отчетности.
В этих условиях крайне необходимо
провести, во-первых, тщательный мониторинг
федерального законодательства о противодействии
коррупции, и во-вторых, принять меры по
усовершенствованию нормативных правовых
актов, прежде всего, федерального уровня,
устанавливающих конкретные меры по борьбе
с проявлениями коррупционного поведения
государственных служащих.
Литература
- Маслов О.Ю., Прудник А.В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991 – 2010. Портал «Еженедельное независимое аналитическое обозрение» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.polit.nnov.ru/2010/04/18/rosHistoryKorr/
(дата обращения 02.08.2011)
- О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
- О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
- Противодействие коррупции. Официальный сайт Правительства Свердловской области [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.midural.ru/corruption/
- Шаров. А. Взятки потяжелели // Российская газета - Центральный выпуск. 2010. № 5311 (232).
- Куликов В. Не пойман – не взял // Российская газета - Федеральный выпуск. 2010. № 5313 (234).
- Иванов М. Борьбе с коррупцией добавят оснований. Официальный сайт Национального антикоррупционного Совета Российской Федерации [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.korrup.ru/index.php?s=2&id=1477
(дата обращения 24.08.2011)