Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государственной власти. Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах покоится огромная и опасная для свободы государственная машина.

Содержание

ВВВЕДЕНИЕ 3

1.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

1.1 Принципы организации деятельности органов государственной власти России 5

1.2 Виды государственных органов 9

1.3 Положение Президента в системе органов государственной власти 10

1.4 Органы представительной (законодательной) власти 11

1.5 Органы государственного управления (исполнительной власти) 12

1.6 Органы судебной власти 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по праву.docx

— 102.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВВЕДЕНИЕ 3

 

1.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

 

1.1 Принципы организации деятельности органов государственной власти России  5

 

1.2 Виды государственных органов 9

 

1.3 Положение Президента в системе  органов государственной власти  10

 

1.4 Органы представительной (законодательной)  власти 11

 

1.5 Органы государственного управления (исполнительной власти) 12

 

1.6 Органы судебной власти 14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государственной власти. Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах покоится огромная и опасная для свободы государственная машина.

В своей совокупности государственные  органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции  РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной  власти Федерации и органы государственной  власти ее субъектов. Единство системы  государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что  эта система основывается на государственной  целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной  власти.

Следует подчеркнуть, что  ни одно государство не может успешно  функционировать без устойчивой системы органов государственной власти.

Всё вышеизложенное объясняет  актуальность выбранной темы.

Объектом данной работы выступает  система государственной власти.

Предметом данной работы является деятельность аппарата государственной власти.

Целью работы является изучение системы органов государственной власти Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:

  • раскрыть понятие органа государственной власти,
  • рассмотреть виды органов государственной власти;
  • изучить принципы организации деятельности органов государственной власти России;
  • проанализировать систему органов государственной власти;
  • проанализировать положение каждого элемента в  системе государственной власти.

Для раскрытия темы исследования автором использовались Конституция  РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

 

1.1 Принципы организации деятельности органов государственной власти России

 

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности.

Государственный орган (орган государства) — это относительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом:

  • участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции;
  • действует от имени и по поручению государства, об­ладая государственно-властными полномочиями;
  • имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию.1

Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения.

Не всякий государственный орган является органом государственной власти, хотя некоторые авторы считают, что это идентичные понятия. Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государственный орган, который принимает нормативные право­вые акты, обязательные для исполнения другими государственными органами и гражданами РФ.

Термин "государственное  учреждение" относится к объектам в основном социально-культурного  назначения, находящимся в государственной собственности (образовательные и научные учреждения, дома культуры, кинотеатры, библиотеки, больницы и др.).

Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федераций.

Под системой органов государственной  власти Российской Федерации будем  понимать совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

В Конституции РФ (ст.10) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей 

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции РФ)2 (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны.

 

Принцип разделения властей в наиболее полном виде был сформулирован французским философом Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, полагал Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять правосудие, т. е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов. Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом государства (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Система органов государственной  власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов  построения и деятельности государственных  органов. К ним относятся:

Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ).3

Именно права и свободы  человека и гражданина определяют главное  содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной  жизни и свободного развития человека;

Народовластие (ст.3 Конституции РФ).

Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ  доверяет и вручает соответствующие  полномочия. Эти органы формируются  непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами.

Федерализм (ст.5 Конституции РФ).

Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация  государственной власти на основе разграничения  предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов.

Разделение властей  (ст.10,11 Конституции РФ)

Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали (самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный  уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций  и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией  предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и  в руках отдельной личности.

Законность  (ст.15 Конституции  РФ)

Формирование органов  государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов  и в рамках законодательства.

Деидеологизация (ст. 13 ч.2 Конституции РФ)

Никакая идеология (как это  было в советский период или существующий в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Употребление национальных языков наряду с государственным  языком.

 

Конституция в ст. 26 закрепила  право использования родного  языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским (ст.68 Конституции РФ).

Светский характер государства (ст.14 Конституции РФ)

Религия во всех ее видах  отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства.4

 

    1. Виды государственных органов

 

Государственные органы подразделяются:

  • по порядку формирования на первичные, т.е. избираемыми непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;
  • по срокам полномочий — на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;
  • по месту в иерархии — на федеральные органы, органы субъектов федерации и местные органы;
  • по правовым формам деятельности — на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и право­охранительные (суды, органы внутренних дел);
  • по характеру принятия решений — на коллегиальные и единоначальные;
  • в соответствии с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы.

 

В Российской Федерации принято  разделять органы власти на федеральные  и региональные (органы власти субъектов  федерации).

К основным федеральным органам  власти относятся:

Глава государства — Президент  Российской Федерации;

Федеральный законодательный  орган — Федеральное собрание России;

Правительство — Правительство  Российской Федерации во главе с  Председателем Правительства;

Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России, федеральные  службы и федеральные агентства  России, управляемые Президентом  или подведомственные и управляемые  Правительством России

Судебные органы — Верховный  Суд Российской Федерации, Конституционный  суд, Высший Арбитражный суд.

На уровне субъектов России существуют органы исполнительной и  законодательной власти субъектов  России.

 

1.3 Положение Президента в системе органов государственной власти

 

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы.

Президент Российской Федерации  является также гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и Верховным  главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации  определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан  РФ.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.5

 

1.4 Органы представительной (законодательной) власти

 

Органы законодательной  власти обладают верховенством, поскольку  именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение  органов законодательной власти в механизме государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в  них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы  её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей  конституции.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Информация о работе Система органов государственной власти