Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прочность конституционного строя в существенной степени зависит от демократизма и рациональности организации государственной власти. Государственная власть отличается правомочием на принуждение граждан к соблюдению правопорядка, отсюда ее фактическая способность как содействовать реализации прав и свобод человека и гражданина, так и нарушать их при ненадлежащем использовании своих правомочий. Поэтому гражданам небезразлично, как устроена государственная власть, на каких конституционных основах покоится огромная и опасная для свободы государственная машина.

Содержание

ВВВЕДЕНИЕ 3

1.СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

1.1 Принципы организации деятельности органов государственной власти России 5

1.2 Виды государственных органов 9

1.3 Положение Президента в системе органов государственной власти 10

1.4 Органы представительной (законодательной) власти 11

1.5 Органы государственного управления (исполнительной власти) 12

1.6 Органы судебной власти 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по праву.docx

— 102.87 Кб (Скачать файл)

При парламентской форме  правления законодательный орган  представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в  основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме  правления президент и парламент  избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через  парламент, утверждаются главой государства  — президентом, который имеет  право роспуска парламента.

 

1.5 Органы государственного управления (исполнительной власти)

 

Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов. Это наиболее разветвленные  и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а потому постоянно  находятся под пристальным вниманием  со стороны политических сил и  общественности, стремящихся не допустить  чрезмерного ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства) содействуют свободной  экономике и росту благосостояния, но не должны ограничивать право частной  собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит  практическая реализация принципа социальной справедливости и государственной  поддержки культуры.

В пределах своей компетенции  органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных  правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции  Франции, правительство "руководит  внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной страны".

Главой органов государственного управления может быть монарх, президент  или глава правительства –  премьер-министр, в зависимости от формы правления государства.

Правительственная власть может  составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках) или  коллегиального органа. В первом случае, правительство выступает как  группа ближайших советников главы  государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу  пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия  и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме  регламентных актов.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или  большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной  компетенции (министерства, различные  государственные комитеты, специальные  ведомства) осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления.

В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а  их руководители назначаются руководителем  государства, правительства, главами  администраций. Они могут действовать  как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия (министерства), и иметь различную  подчиненность (непосредственно Президенту, Председателю Правительства).

В Российской Федерации государственное  управление, согласно ст. 110 п.1 Конституции  РФ,6 осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

 

1.6 Органы судебной власти

 

В соответствии с принципом  разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная.

Конституционные признаки:

Согласно Конституции  РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

  • осуществляется только судами;
  • имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.
  • реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  • характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
  • закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
  • соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
  • признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
  • закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
  • финансирования судей из федерального бюджета.7

По действующей Конституции  Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие  выводы.

Государственные органы - это  один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной  власти характеризуются следующими чертами:

  • наделены государственно-властными полномочиями;
  • образуются и действуют в установленном государством порядке;
  • уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;
  • являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные  органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной  власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных  органов Российской Федерации обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности  России, на единстве системы государственной  власти. Единство системы проявляется  в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Гарант
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2008. - 784 с.
  3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2012.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Новый Юрист, 2008.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. - 445с.
  6. Теория государства и права / Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. -М.: 2008.-345с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Виды органов законодательной  власти Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПАРЛАМЕНТ

Совет Федерации – верхняя палата Парламента

Государственная Дума – нижняя палата Парламента

Счетная палата

Федеральные государственные органы исполнительной власти РФ



Правительство РФ

Президент РФ

Система федеральных органов исполнительной власти

 

 

Министерства

 

 

 

Государственные комитеты

 

 

 

             Федеральные службы

 

 

 

Агентства и

др. органы

 

Территориальные (региональные) федеральные органы)


 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С.23-24

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Гарант  - ст.10

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Гарант  - ст.2,3,7,18

4 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2012. С.22-24

5 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Гарант ст.ст. 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Гарант ст. 110

7 Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", 2012. С.45


Информация о работе Система органов государственной власти