Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме функционирования республиканских органов государственного управления.
2. Рассмотреть особенности функционирования республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь.
Предмет исследования: республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является система органов управления Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности государственных форм 5
1.2. Классификация органов государственного управления………………….12
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Структура государственного управления Республики Беларусь 2
2.2. Экономические и межотраслевые органы управления Республики Беларусь. Органы местного управления.....………………………………...….18
2.3. Государственные служащие……………………………………………..…29
2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления…..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования
«Международный
гуманитарно-экономический
Факультет заочного обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Общая теория права»
на тему: «Система органов управления Республики Беларусь»
Выполнил студент 1 курса, группы 101
Голубко А.С.
Специальность правоведение
Научный руководитель к.ю.н.
Слободчиков Н.А.
Минск 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности государственных форм 5
1.2. Классификация органов государственного управления………………….12
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Структура государственного управления Республики Беларусь 2
2.3. Государственные служащие……………………………………………..…29
2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления…..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Несмотря на то, что сегодня происходит переоценка некоторых устаревших государственно-правовых взглядов, политико-правовых и духовных ценностей, а также «корректировка» представлений о государстве, праве, политике, демократии, все же основополагающие фундаментальные представления о государстве и праве, законности и конституционности, правотворчестве и правореализации не подвержены политической конъюнктуре, амбициям и т.п. Государство и право являются сложными, многогранными явлениями политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и в то же время сохраняющими определенную самостоятельность.
Государственное устройство Республики
Беларусь, определяется тем, что белорусское
государство и белорусское
Орган государства можно характеризовать
прежде всего как организацию, коллектив,
управляемую группу людей. Но для органа
государства характерно то, что он является
организацией политической, т. е. наделенной
государственной властью. Органы государства
призваны выступать от имени государства,
выполнять его функции. Это предполагает
наделение их полномочиями специфического
рода, которые по своей природе являются
государственно-властными. Наличие государственно-властных
полномочий — главный юридический признак
любого государственного органа. Каждый
орган государственного управления (исполнительной
власти), как и любой орган государства,
имеет свою компетенцию, организационную
структуру, территориальный масштаб деятельности.
В то же время органы государственного
управления (исполнительной власти) обладают
и специфическими признаками, отличающими
их от иных видов государственных органов.
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы
по проблеме функционирования
республиканских органов
2. Рассмотреть особенности
Предмет исследования: республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является система органов управления Республики Беларусь
Структура курсовой работы соответствует целям работы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В процессе подготовки и выполнения настоящей работы изучалась учебная и специальная научная литература по общей теории права, анализировались нормативно-правовые акты.
При выполнении работы использовались общенаучные методы: логический, грамматический, исторический, и частнонаучные методы: дедукции, индукции, систематизации, анализа и синтеза. При написании работы также были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь.
1.1. Особенности государственных форм
В мире можно наблюдать самые
различные государственные
Форма правления.
Политический режим.
Форма государственного устройства.
В большинстве государств принята
концепция, согласно которой органами
государственной власти являются только
центральные органы (парламент, глава
государства, правительство и др.),
их представители на местах (назначаемые
комиссары, префекты, губернаторы), а также
суды. Что же касается выборных органов
на местах и формируемой ими собственной
администрации, то они рассматриваются
как местные органы самоуправления и управления
территориальных коллективов. Это тоже
публичная власть, но не государственная,
а власть населения тех административно-
Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджете на цели образования, возвести ли мост через ручеек или построить сельский клуб и т.д.). Они вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. В отличие от системы советов в странах тоталитарного социализма местные органы самоуправления не соподчинены между собой: каждое звено местных органов самоуправления осуществляет собственные полномочия.
По уполномочию центральных органов государства местные органы самоуправления могут осуществлять также некоторые функции органов государственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные указания. Но в этом случае органам местного самоуправления передаются необходимые материальные и финансовые средства. Детально правовое положение органов самоуправления регулируется специальными законами (в некоторых постсоциалистических странах – законами об основах самоуправления), а также принимаемыми ими хартиями, уставами или даже, как в Бразилии, местными органическими законами (так называются акты органов самоуправления, регулирующие их правовое положение) [8].
В некоторых странах принята иная, «государственная» теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.
Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.
Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными, полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.
Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную [16].
Это означает, что различным органам
государства поручается выполнять разные
функции по управлению государством. Парламенту
(Народному собранию, Национальной ассамблее,
Думе, Верховному совету, конгрессу и т.д.)
поручается принимать законы. Правительству
и его органам (исполнительно-
Надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения «власти подчинения» в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны, в сущности, осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть, и не могут функционировать друг без друга. Например, исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение закона.
Вместе с тем в современных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента. Ее не всегда можно отнести к исполнительной или законодательной власти. Это подчас самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, но и созданием при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например в реализации его права законодательной инициативы.
Разделение властей позволяет,
во-первых, более качественно решать
возложенные на каждую из властей
задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление
властью, которое становится весьма
вероятным при монополизме
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, одни из них менее, другие более демократичные. Но непреложным остается тот факт, что народ, так или иначе, но обязательно участвует в формировании органов государственной власти [4].
В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.
Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо. Иногда анализ упущений показывает, что допущены не просто ошибки, а злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.
Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики – президентскую и парламентскую.
Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию.
Информация о работе Система органов управления Республики Беларусь