Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме функционирования республиканских органов государственного управления.
2. Рассмотреть особенности функционирования республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь.
Предмет исследования: республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является система органов управления Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности государственных форм 5
1.2. Классификация органов государственного управления………………….12
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Структура государственного управления Республики Беларусь 2
2.2. Экономические и межотраслевые органы управления Республики Беларусь. Органы местного управления.....………………………………...….18
2.3. Государственные служащие……………………………………………..…29
2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления…..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она и получила довольно широкое распространение.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями, на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность [15].
Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (Республика Беларусь, Финляндия, Индия, Турция и д.р.).
Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-президентсткие, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Примером смешанной формы правления может служить Армения, в которой основной закон, принятый 5 июля 1995 года, установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права тайным голосованием и назначает Правительство) и парламентской республики (Правительство несет ответственность перед Национальным собранием).
Еще одно важное общественное требование к государственному управлению приобретает все более громкое звучание. Два столетия индустриального типа производства показали ограниченность и опасность производственного, или как чаще называют, технократического подхода к организации общественной жизни и, естественно, к государственному управлению. Именно под влиянием этого подхода идеи Возрождения и Просвещения, взрастившие нашу цивилизацию, идеи глубоко гуманистического характера были отодвинуты в сторону. Человек обычно виделся лишь в двух ипостасях: как производитель и как потребитель, с применением к нему одного – экономического – критерия оценки развития. Фактически в системе таких координат со времен Ф.У.Тейлора развивалась и наука управления производством, многие постулаты которой позднее были взяты и восприняты теорией государственного управления. Положение, складывающееся на грани тысячелетий, требует конкретного изменения всей философии и методологии государственного управления. Во главу угла должен быть поставлен человек, государственное управление призвано приобрести подлинно гуманистическую окраску. Надо искать нетрадиционные формы взаимосвязей людей между собой, людей с природой, со своим прошлым и будущим. А это возможно при широкой гуманизации государственного управления, при внимательном учете философских, социологических, психологических, правовых, педагогических знаний [12].
1.2. Классификация органов государственного управления
Под органом государственного управления (исполнительной власти) следует понимать политическую организацию (учреждение).
Эти органы призваны практически обеспечить повседневное руководство в сферах хозяйственной, социально культурной и административно-политической деятельности.
Каждый из органов управления (исполнительной
власти) обладает соответствующей компетенцией,
т.е. наделен правами и призван
выполнять обязанности для
В самом государственном органе
выделяют относительно обособленные структурные
подразделения – главные
• Органы государственного управления (исполнительной власти) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, т.е. их деятельность подзаконна. В то же время эти органы относительно самостоятельны, действуют в пределах своей компетенции. Они призваны осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность, реализовывать задачи и функции исполнительной власти.
• Органы государственного управления как часть государственного аппарата наделяются государственно-властными полномочиями, выступают от имени государства. Они вправе издавать от имени государства юридические акты, которые являются обязательными для исполнения теми субъектами, кому адресованы эти акты, принимать меры по их реализации, в том числе различные методы – убеждения, стимулирования, принуждения.
Орган исполнительной власти представляет
собой обособленное звено (структуру)
государственного аппарата, которое
от имени государства в пределах своей
компетенции осуществляет исполнительную
(исполнительно-
Органы государственного управления – субъекты исполнительной власти и иные государственные структуры (звенья), призванные осуществлять государственно-управленческую деятельность.
В своей деятельности органы управления подчиняются вышестоящему исполнительно- распорядительному органу и соответствующему представительному органу: Совет Министров ответствен перед Парламентом – Национальным собранием, местные исполнительные и распорядительные органы подконтрольны соответствующим Советам в пределах их компетенции.
• По правовым основаниям образования органов государственного управления можно выделить:
- орган исполнительной власти,
создание которых
- образуемые в соответствии с текущим законодательством (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров и другие органы государственного управления).
• В зависимости от территории деятельности выделяются: центральный орган, республиканские и местные органы государственного управления (органы исполнительной власти).
Республиканские органы государственного управления (исполнительной власти) распространяют свою деятельность на всю территорию государства.
• По объёму и характеру компетенции органы государственного управления (исполнительной власти) подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.
Органы управления общей компетенции объединяют и направляют соответственно деятельность министерств, государственных комитетов, комитетов при Совете Министров или соответственно комитетов, управлений и отделов исполкомов (администрации). Они обладают необходимым объёмом государственно-властных полномочий для обеспечения единства, согласованности работы отдельных звеньев государственного аппарата управления.
Органы межотраслевого управления (исполнительной власти) призваны координировать, контролировать и регулировать деятельность отраслевых и иных органов управления по специальным вопросам в пределах их компетенции. К ним относятся: министерства экономики, финансов, статистики и анализа и др.; Комитет по материальным резервам, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров и др., а равно аналогичные управления (комитеты и отделы) исполкомов.
Органы отраслевого управления осуществляют руководство отдельными отраслями государственного управления и координируют деятельность других отраслевых и межотраслевых органов. Это – министерства архитектуры и строительства, образования, здравоохранения, промышленности и связи и др., Государственный комитет по авиации, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров, а также соответствующие комитеты, управления и отделы областных, городских. Районных исполкомов.
Органы государственного управления
специальной компетенции
• По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления (исполнительной власти) делятся на коллегиальные и единоначальные.
Коллегиальные органы государственного управления (исполнительной власти) возглавляют коллегией лиц. На коллегии принимаются решения по важнейшим вопросам компетенции органа большинством голосов членов коллегии. Текущие, второстепенные вопросы могут решаться единолично председателем, его заместителем или другим членом коллегии. К коллегиальным органам государственного управления относятся: Совет Министров Республики Беларусь, областные, городские, исполнительные районные комитеты, исполкомы поселковых, сельских Советов депутатов.
Единоначальные органы управления возглавляются одним лицом – руководителем. Ему принадлежит право принимать окончательное решение по всем вопросам, составляющим компетенцию государственного органа. Единоначальными органами являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления (комитеты) и отделы исполкомов.
В зависимости от источников финансирования государственные органы управления классифицируются на бюджетные и хозрасчётные.
Бюджетные органы государственного управления финансируются из республиканского бюджета, хозрасчётные – за счёт отчислений от прибыли предприятий, организаций.
Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления Республики Беларусь можно при помощи схемы (рис. 1).
Основу организационной
Построение организационной
Рисунок 1. Структура республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций,
подчиненных Правительству
Процесс формирования и реформирования организационно-правовой системы управления экономикой начался в 90-х годах XX в. в условиях перехода от централизованной плановой административно-командной системы к социально ориентированной рыночной экономике, преодоления последствий развала бывшего СССР и его органов управления, необходимости создания суверенной государственности, системы государственного управления, установления и развития новых форм межгосударственных экономических связей.
Реформирование органов
Главные направления совершенствования структуры управления в основных сферах народного хозяйства республики были сформулированы в Концепции Генеральной схемы управления, разработанной в соответствии с решениями Коллегии Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1996 г. № 21 и Генеральной схеме управления народным хозяйством республики на 1996-2000 годы.
За последнее десятилетие XX в. система государственного управления экономикой прошла несколько этапов реформирования (первый - 1991-1997 гг.; второй - 1997-2001 гг.; третий - с 2001 г. до настоящего времени).
Первый этап был связан с провозглашением Республики Беларусь суверенным и независимым государством и введением в 1994 г. института президентства.
Второй этап начался с Указа Президента Республики Беларусь от 11 января 1997 г. № 30 «О системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь», сформировавшего систему республиканских органов управления (27 министерств, 17 государственных комитетов, 17 комитетов при министерствах и госкомитетах). Данный Указ закреплял перечень объединений, подчиненных Правительству, порядок их создания и признавал необходимым передачу им функций по управлению объектами государственной собственности.
Информация о работе Система органов управления Республики Беларусь