Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы
Введение ………………………………………………………………………3
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………..…….25
Список нормативных актов и литературных источников.………………27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
/МУБиНТ/
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Система права и система законодательства
Студент группы
_____________
(подпись студента)
«__» ______________ 2012 г.
Научный руководитель
_____________________
(должность, ученая степень, звание, ФИО)
______________________________
(подпись)
«__» ___________________2013 г.
Вологда, 2013г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права
и система законодательства: соотношение
и взаимосвязь……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список нормативных актов и литературных источников.………………27
Введение.
В рамках настоящей курсовой работы по предмету теория государства и права подлежит рассмотрению вопросы о системе права и системе законодательства.
Актуальность данной темы заключается в том, что категории «система права» и «система законодательства», бесспорно, являются ключевыми в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности. Эти вопросы также являются межотраслевым для любой из отраслей Российского права, таких например, как гражданское право, уголовное право и т.п. Актуальность темы исследования мы особо подчеркнем также в следующей главе.
Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы. Правовая направленность исследования детерминирована также рядом специальных методов: логико – правовой, сравнительно – правовой (компаративистика).
Нормативная база исследования основана на положениях Конституции РФ и других нормативно – правовых актах органов государственной власти.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных правоведов как Б. Венгеров, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, С.Н. Братусь, Г.А. Гаджиев, В.В. Лазарев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянц, В.А. Рясенцев, Е.А. Суханов и др.
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права.
Для уточнения актуальности выбранной темы обратимся к тенденциям развития российского права.
. В настоящее время речь о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитивным методам.Все больше сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
Децентрализация правового
регулирования. Конституция РФ и
Федеративный договор создали базу
для законодательного стимулирования
развития субъектов Федерации, органов
местного самоуправления. Значительное
развитие получают такие средства децентрализованного
регулирования, как договоры, субсидиарное
применение, аналогия закона и права.
Интеграция в российское законодательство
общепризнанных принципов и норм международного
права и международных договоров Российской
Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно
говорить также об интеграционной тенденции
законодательства стран — участниц СНГ,
ЕЭС и в связи с последними событиями
о вхождении РФ в ВТО в экономическом,
информационном пространстве, сфере борьбы
с преступностью.
В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать следующие1.
Процесс постепенного накопления
нормативного материала и распределение
его по структурным блокам — институтам,
отраслям. Все более заметна тенденция
к определенной унификации подобных
блоков как равнозначных по объему,
структуре и другим Характеристикам,
что позволяет расширять
Рост значения правового
регулирования, что влечет за собой
образование комплексных
Тенденции совершенствования законодательства
выглядят следующим образом.
Приведение всего законодательного массива
в соответствие с Конституцией РФ. Этот
процесс включает в себя пересмотр действующего
законодательства, отмену устаревших
нормативных актов, принятие новых законов,
совершенствование законодательной техники
и законодательного процесса.
Кстати, по существу следует помнить, что законодательство бывшего СССР действует до настоящего времени, и Российская Федерация как правопреемница должна исполнять его. Шаги к инкорпорации, пересмотру либо отмене законодательства в настоящее время предпринимаются законодателем не так активно2.
Глава 2. Система права, ее структурные элементы и значение
Право по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних и внешних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, т.е. быть своего рода гегелевской системой. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права», что представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.
Понятие «система» означает,
что право представляет собой
некое целостное образование, состоящее
из множества элементов или норм права,
находящихся между собой в определенной
связи (соподчинении, координации, функциональной
зависимости и т.д.).
Таким образом, нормы объединяются в более
общее нормативно-юридическое образование
- институты права, а те, в свою очередь,
- в подотрасли и отрасли права, которые
в своем единстве и есть система права.
Единство системы права - специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений3. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций.
Единство и
обособленность (дифференцированность) являютс
Система права - явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.).
На основании указанного, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.
Нормы права - это элемент системы права, состоящий из определенным образом взаимосвязанных диспозиции, гипотезы и (или) санкции). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование - институты права.
Институт права - это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания - каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.
В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.
По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), необходимой обороны в административном праве (ст. 19 КоАП РСФСР).
Сложный, или комплексный,
институт права представляет собой
совокупность норм, входящих в состав
различных отраслей права, но регулирующих
взаимосвязанные родственные
Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.
Отрасль права - это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права - это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты - группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.
Отрасль права имеет специфическое
строение (структуру). В ней выделяются
общая и особенная части. В
общую часть входят институты, которые
содержат в себе положения, «обслуживающие»
все или почти все институты
особенной части. Институты общей
части содержат те нормы права, действие
которых, как правило, распространяется
на все регулируемые данной отраслью
отношения. Институты общей части
отрасли конкретизируются в институтах
ее особенной части. Такое построение
системы права позволяет
Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Каждая отрасль отличается индивидуально-отраслевым набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.
Информация о работе Система права и система законодательства