Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………..…….25
Список нормативных актов и литературных источников.………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП система права и система законодательства.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Гражданское право - ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право - многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное и др.

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс Российской Федерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч. 2 ГК РФ, вступили в действие с 1 марта 1996 г.

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем по поводу его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступают работники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста), работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации, трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностные лица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровления производства) и некоторые другие субъекты. 
Земельное право - это отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли. 
Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Международное частное  право - совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право - это, таким образом, специфическая отрасль национального Российского права.

Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь.

В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права —  это определенная научно-доктринальная, юридико-логическая конструкция, выражающая результаты научного познания специфических закономерностей правового регулирования общественных отношений.

Различия между системой  права  и  системой  законодательства  принято

видеть в следующем.

1. Исходным элементом  системы права является  правовая  норма,  а  первичным элементом законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура  права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2.  Право  и  законодательство  различны  по  объему:  законодательство   не

охватывает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с  другой  - включает в себя кроме формулировок  норм  и  иные  элементы  -  технические, количественные и т. д.

3. Система законодательства  отражает систему права и строится  на ее  основе. В этом смысле система права имеет первичный, исходный  характер,  а  система законодательства - производный. Система  права  служит  объективной  основой для системы законодательства.

Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения  различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (ее формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д.

Как доктринальная конструкция  система права выражает научное  понимание смысла, порядка, средств  и правил надлежащей нормативно-правовой регуляции общественных отношений и соответствующих форм систематизации ее результатов (правоустановительных актов).

Система права, таким образом, является доктринальной юридико-логической моделью для реальной практики правоустановительной деятельности, издания соответствующих законодательных и иных правоустановительных актов, их рационально организованного учета и систематизации.

В юриспруденции всегда уделялось  пристальное внимание поискам объективных  закономерностей, лежащих в основе правовой регуляции и законотворчества. С учетом соответствующих представлений  о подобных закономерностях и  строились определенные доктринальные  конструкции системы права в  качестве научно обоснованной объективной  основы для законодательной деятельности и принятия надлежащих законов.

Центральное место эта  проблематика занимает, например, в  учении Ш.Л. Монтескье о «духе законов», под которым он имел в виду объективные закономерности, действующие в сфере законодательства и подлежащие учету при принятии конкретных законов в условиях той или иной формы правления. «Дух законов», согласно Монтескье, по-разному проявляется в различных сферах правовой регуляции, что и определяет деление права на естественное, божественное, международное, государственное, гражданское, семейное право и т.д. Эти составные части права в целом (т.е. отрасли системы права, говоря современным языком) как различные формы проявления «духа законов» в разных сферах правовой регуляции Монтескье называл «различными разрядами законов». Резюмируя свою трактовку законов «с точки зрения их отношения к различным разрядам вопросов, входящих в область их постановлений», он писал: «Существуют, следовательно, различные разряды законов, и. высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми7.

В современной юридической  литературе при исследовании проблемы соотношения между системой права  и законодательством важное значение придается учету в процессе законотворческой (и в целом в правотворческой) деятельности системных связей между  отраслями права, соответствию отраслей законодательства отраслям права.

Согласно либертарно-юридической трактовке проблем системы права и законодательства, системность как доктринальной конструкции системы права, так и соответствующего ей законодательства в конечном счете определяется тем, что в их основе лежит единое понимание нормы права как юридико-логической формы нормативно-регулятивной конкретизации и выражения общеправового смысла и общеправовых требований принципа формального равенства.

Соответствие регулятивно-правоустановительной деятельности различных государственных органов положениям системы права, осуществление законотворчества по юридико-отраслевому принципу (с учетом специфики предмета и метода соответствующей отрасли права, ее места и роли в системе права и т.д.) придает правовой регуляции и совокупности правоустановительных актов рациональность, юридико-логическую упорядоченность и системно-организованный характер. Отдельные правоустановительные акты и совокупность действующего законодательства в целом носят системный характер в той мере, в какой они учитывают и выражают требования системы права.

В условиях достаточно развитых форм права, государства и правовой культуры нормотворчество осуществляется в духе основных положений юридической  доктрины, и отраслевая структура  действующего законодательства в целом  соответствует отраслевой структуре  системы права. Но при этом между  ними всегда остаются определенные различия и расхождения. Подобные расхождения  обусловлены уже тем, что система  права — это юридико-доктринальное  построение, а законодательство (и  все действующее позитивное право) — это официально-властное установление (эмпирическое явление, практическое образование), даже если оно последовательно следует рекомендациям юридической науки.

Система права как абстрактно-юридическая  конструкция в обычных условиях эволюционного развития общества отличается большой структурной стабильностью  и концептуальной консервативностью. Однако существенные изменения в  общественных отношениях, в целях  и задачах правовой регуляции  и т.д. сопровождаются соответствующими корректировками концепции и  преобразованиями структуры сложившейся  системы права (появление новых правовых отраслей и институтов, исчезновение или преобразование прежних и т.д.).

Так, в современной российской системе права нет уже такой  отрасли, как колхозное право, и  вместе с тем появились некоторые  новые правовые отрасли (например предпринимательское  право) и подотрасли (например банковское право, конституционно-процессуальное право и т.д.). Значительные изменения  наблюдаются в институциональной  структуре многих традиционных отраслей права (появление многих новых правовых институтов, существенное обновление прежних и т.д.).

Существенно изменилась и общая концепция правовой регуляции и системы права. Важное значение в этом плане имеют прежде всего конституционное признание и закрепление позитивно-правового значения естественных (прирожденных и неотчуждаемых) прав и свобод человека в качестве приоритетного источника действующего права; конституционное признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ как составной части системы российского права; восстановление доктринального значения принципа деления права на публичное и частное; значительное усиление роли диспозитивных норм и в целом частно-правовых начал в правовой регуляции и т.д.

В силу своей непосредственной связи с социальной практикой  законодательство (и в содержательном отношении, и в структурном плане) несравненно более чутко и  оперативно, чем система права, реагирует  на изменение в общественной жизни, на постоянно возникающие новые  потребности в правовой регуляции. При этом нормотворческий процесс и соответствующие нормативно-правовые акты по своему отраслевому профилю нередко выходят за рамки отраслей системы права. Поэтому реально складывающаяся структура законодательства в целом, помимо отраслей законодательства, соответствующих отраслям системы права, включает в себя и некоторые другие отрасли законодательства, а также иные структурные части законодательства (отдельные законодательные комплексы и массивы).

Например, в современном  российском законодательстве сложились  такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).

Интегративные процессы в  законодательстве выражаются и в  формировании отдельных крупных законодательных массивов в виде, например, комплексов нормативно-правовых актов, посвященных правовой регуляции вопросов борьбы с преступностью, проблем транспорта, информатизации и т.д.

Однако и при всех подобных несовпадениях и различиях между  структурами системы права и  законодательства главным и определяющим ориентиром и юридико-логической основой для всего правоустановительного процесса и упорядочения всей совокупности нормативно-правового материала является система права.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги, можно выделить следующие свойства системы права. Во-первых, она - объективное качество права, действующего в данном обществе. Во-вторых, система права в целом  соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом. В общем, можно сказать, что общество имеет то право, которое оно заслужило или которое отстояло на баррикадах.  

В-третьих, система права  исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества.

В-четвертых, предмет правового  регулирования и, как правило, его  метод, будучи решающими дифференцирующими  признаками системы права, образуют единство.

Наконец, в-пятых, особенность  системы права, как отмечается в  теории, состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений, заключать в себе два различных метода правового регулирования.

Система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.

Систему законодательства можно  строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего  комплекса законодательства на отдельные  отрасли, регулирующие определенные области  общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. По вертикали  система законодательства строится по иерархии правовых норм.

Система права и система  законодательства - тесно взаимосвязанные  самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той  же сущности - права. Они соотносятся  между собой с нашей точки зрения, как форма и содержание. Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Информация о работе Система права и система законодательства