Система разделения властей в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:48, реферат

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.Высшая власть в правовом государстве — власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение



I.Зарождение идей правового государства

1.1. Идеи правового государства в Древнем мире



II. Понятие и признаки правового государства



III. Система разделения властей в правовом государстве



IV. Аспекты формирования правового государства в Республике Беларусь



Заключение



Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

 

Указанные признаки, и особенно предметный характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности  как со стороны законодательной власти, так и со стороны судебной власти.

 

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

 

Исполнительная власть реализуется государством через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в президентских республиках, например, в России) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает как группа ближайших советников главы государства — президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями.

 

Правительство призвано обеспечить охрану существующего порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в области сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

 

Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в виде регламентарных актов. Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства.  Правительство большинства стран обладает правом законодательной инициативы и может оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

 

За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшие поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов.

 

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его члена к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парламентом или нижней палатой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции или конституционного суда, или верхней палаты парламента.

 

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти, либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому представителю центральной власти — губернатору, префекту. Он возглавляет аппарат местного управления, который составляет часть аппарата государственного управления. В случае, когда управление реализуется выборными органами, они имеют определенную самостоятельность по отношению к центральным органам исполнительной власти.

 

Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает в себя как выборные органы самоуправления, так и административные службы, находящиеся в их ведении. Эти службы образуют коммунальную, или муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.

 

Законодательная власть.

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако, имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности, определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — конституции.

 

Законодательная власть — это делегированная законодательная власть. Название данной ветви “законодательная” не означает, что кроме законодательной деятельности, представительные органы не выполняют никакой другой. Не менее существенной функцией является финансовая — ежегодное утверждение бюджета.  Есть и распорядительные функции — формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

 

Судебная власть.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он — арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

 

Судебная власть — специфическая, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

 

 

 

IV. Аспекты  формирования правового государства  в Республике Беларусь

 

 

 

Согласно Основному Закону (ст.79), главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод че­ловека и гражданина является Президент. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отно­шениях с другими государствами и международными органи­зациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и террито­риальной целостности, обеспечивает политическую и экономи­ческую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ор­ганами государственной власти.

 

Представительным и законодательным органом в Респуб­лике Беларусь является парламент — Национальное собрание, Срок его полномочий — четыре года. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики (ст.90)

 

Согласно статье 97 Конституции, Палата представителен рассматривает по предложению Президента либо по инициатив не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

 

Палата представителей рассматривает проекты законов назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на наз­начение Премьер-министра, заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу, принимает отставку Президента; при­нимает решения и по другим вопросам, если это предусмотрен: Конституцией.

 

Совет Республики (ст.98) одобряет или отклоняет приня­тые Палатой представителей проекты законов о внесении изме­нений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов.

 

Совет Республики дает согласие на назначение Президен­том Председателя Конституционного Суда, Председателя и су­дей Верховного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Гене­рального прокурора, Председателя и членов Правления Нацио­нального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента о совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследо­вании. При наличии оснований большинством не менее двух тре­тей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности.

 

В соответствии со статьей 99 Конституции право законода­тельной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Пала­ты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

 

Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

 

В силу особой необходимости Президент по своей инициа­тиве либо по предложению Правительства может издавать вре­менные декреты, имеющие силу закона (ст. 101).

 

Исполнительную власть в Республике Беларусь осущес­твляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления (ст. 106).

 

Правительство в своей деятельности подотчетно Президен­ту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

 

Президент вправе по собственной инициативе принять ре­шение об отставке Правительства и освободить от должности любого его члена.

 

Правительство руководит системой органов государствен­ного управления и других органов исполнительной власти; раз­рабатывает основные направления внутренней и внешней поли­тики и принимает меры по их реализации; разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект рес­публиканского бюджета и отчет о его исполнении; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоря­жений Президента; осуществляет иные полномочия, возложен­ные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

Согласно статье 108 Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси.

 

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

 

Знакомство с Конституцией Республики Беларусь позволя­ет утверждать, что Основной Закон в определенной мере закре­пил конституционные основы судебно-правовой реформы. На наш взгляд, к ним прежде всего следует отнести отделение су­дебной власти от законодательной и исполнительной; защиту су­дов от влияния политических партий и иных общественных объ­единений; осуществление судебной власти только судом; признание прав гражданина на рассмотрение его дела компетен­тным, независимым и непредвзятым судом в установленные за­коном сроки; закрепление презумпции невиновности, состяза­тельность и равенство сторон в процессе; запрещение создавать чрезвычайные суды; определение основополагающего принципа правового статуса судей (независимость, несменяемость, непри­косновенность, запрещение заниматься предпринимательством, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской и т.д.). В статье 112 Основного За­кона подчеркивается, что суды осуществляют правосудие на ос­нове Конституции и принятых в соответствии с ней иных норма­тивных актов.

 

Впервые в нашем законодательстве закреплено положение о том, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с ней и ставит в установлен­ном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным. Тем самым обычные суды (общие и специ­ализированные) наряду с Конституционным судом осуществля­ют контроль за конституционностью нормативных актов, что повышает значимость судебной власти в системе органов государства.

 

В соответствии с Основным Законом в судебную систему эеспублики включается и Конституционный Суд (ст.116). Шесть судей назначаются Президентом Беларуси. Шесть избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда наз­начается Президентом с согласия Совета Республики. Конститу­ционный Суд призван обеспечивать соответствие законов, иных нормативных актов Конституции и международно-правовым обя­зательствам республики. Рассмотрение споров о субъективных правах, дел о юридической ответственности не входит в его ком­петенцию. Это сфера деятельности обычных судов.

 

Следует отметить, что подавляющее большинство органов конституционного контроля европейских стран вправе рассма­тривать дела о конституционности нормативных актов по жалобам граждан (так называемым конституционным жалобам). Статьей 116 Конституции Республики Беларусь не предусмотре­но право Конституционного Суда рассматривать обращения граждан по существу. Полагаем целесообразным расширение правовых возможностей Конституционного Суда в отношении защиты конституционных прав и свобод граждан. Тем более, что такая возможность вытекает из смысла статей 61 и 116 Консти­туции Республики Беларусь1.

 

Речь идет о возможности граждан обращаться в Конститу­ционный Суд непосредственно только в тех случаях, когда их права и свободы нарушены в результате применения противоре­чащего Конституции нормативного акта по конкретному делу (вопросу), рассмотрение которого завершено, и гражданами исчерпаны все другие средства правовой защиты. Установление такого порядка законодательным актом отвечало бы не только целям защиты прав человека и гражданина, но также соответство­вало бы международной практике конституционного контроля.

 

В целом же можно констатировать, что Основной Закон Республики Беларусь закрепил конституционные основы орга­низации и деятельности судов, а намеченная судебно-правовая реформа, по нашему мнению, должна рассматриваться как неотъ­емлемая составная часть общей реформы государственного аппа­рата, осуществляемой с учетом требований разделения властей.

 

Следует обратить внимание на то, что мы остановились лишь на концептуальных направлениях совершенствования судебной власти в республике. На практике они будут претво­ряться в жизнь по мере осуществления судебно-правовой ре­формы. В этой связи целесообразно остановиться на причинах, вызвавших необходимость проведения судебно-правовой ре­формы.

Информация о работе Система разделения властей в правовом государстве