Система судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 07:17, реферат

Краткое описание

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок

Содержание

…………………………………………………………………..
Понятие судебной системы Российской Федерации
Понятие судебной власти и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
Понятие, структура и принципы построения судебной системы Российской Федерации
Развитие судебной системы в России
Характеристика судов Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
Суды общей юрисдикции Российской Федерации
Арбитражные суды Российской Федерации
Проблема создания и развития специализированных судов в судебной системе Российской Федерации
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

…………………………………………………………………..

3

Глава 1.

Понятие судебной системы Российской Федерации

 

1.1.

Понятие судебной власти и ее место  в системе органов государственной  власти Российской Федерации

 

1.2.

Понятие, структура и принципы построения судебной системы Российской Федерации

 

1.3.

Развитие судебной системы в России

 

Глава 2.

Характеристика судов Российской Федерации

 

2.1.

Конституционный суд Российской Федерации

 

2.2.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации

 

2.3.

Арбитражные суды Российской Федерации

 

Глава 3.

Проблема создания и развития специализированных судов в судебной системе Российской Федерации

 

Заключение

……………………………………………………………….

 

Список использованных источников и литературы

……………

 

 

 

 

 

Введение

В правовом демократическом государстве действует  правило, согласно которому как само государство, так и объединения  граждан и отдельные свободные  личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными  органами, исполнение этих законов  исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие  конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок. Эту  задачу выполняют правоохранительные органы, прежде всего суды - независимое  звено государственной власти, которое  своими специфическими средствами и  специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

   В новой Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 «Судебная власть», наряду с главами 4 «Президент Российской Федерации», 5 «Федеральное Собрание», 6 «Правительство Российской Федерации». Судебная власть Российской Федерации сосредоточена в различных видах судов, которые в совокупности образуют судебную системы Российской Федерации

Безусловно, судебные органы всех видов составляют ядро, основу судебной системы. Однако последняя не сводится только к ним. Представление о судебной системе  было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса развития, функционирования, осуществления правосудия и иных направлений деятельности.

Изучение  и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие, выделение тех направлений, которые требуют изучения и дальнейшего развития в России.  Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной темы.

Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации.

Чтобы достичь  этой цели, нам необходимо выполнить  ряд задач:

  1. Найти определение понятию судебная власть и определить ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
  2. Найти и рассмотреть определение понятию судебная система Российской Федерации
  3. Рассмотреть структуру и принципы построения судебной системы Российской Федерации
  4. Рассмотреть этапы развития судебной системы в России
  5. Рассмотреть основные виды судов Российской Федерации
  6. Попытаться выделить вопросы, не входящие в компетенцию существующих судов в системе Российской Федерации и предположить, создание каких судов необходимо для их рассмотрения и решения.
  7. Обобщить полученные результаты и сделать вывод

Объектом работы является судебная ветвь власти.

Предметом данной курсовой работы является судебная система Российской Федерации.

Значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли М.В. Баглай, Ф.М. Решетников, А.Б. Панов, Г.Г. Черемных, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин и другие. Теоретическо-правовой основой данной работы являются нормативно-правовые акты, интернет-ресурсы, труды вышеотмеченных авторо.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (анализ анализ учебных пособий, статей, монографий, нормативно-правовой документации; синтез), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) и специальные (историко-правовой метод; системный метод).

 

 

Глава 1. Понятие судебной системы Российской Федерации

1.1. Понятие судебной власти и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации

 

Все конституции  мира содержат разделы (главы) о судебной власти. Признание этой власти самостоятельным  предметом конституционного регулирования  объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной  власти.  К тому же эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов  - непосредственно  воздействует на права и свободы  человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношении с  судебной властью и статус судей, смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования  состоит в необходимости исключить  возможность судебного произвола  по отношению к гражданам, закрепить  гарантии правосудия, создать иерархическую  структуру, способную обеспечить возможность  обжалования судебных решений и  приговоров, а также гарантировать  независимость и высокий статус деятелей юстиции.(Баглай стр. 648)

Место судебной власти в системе органов государственной  власти Российской Федерации в решающей степени определяются положением разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции  Российской Федерации (конст стр).  В ст. 10 Конституции РФ закреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В свое деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. (Баглай 649)

  Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям. но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).[1]

Разделение  властей выступает как принцип  организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Конституционный принцип  самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция  РФ обозначает три важнейшие функции  государственной власти. Государство  обязано: 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права и свободы человека и  гражданина (ст. 2 Конституции России). Функция защиты прав и свобод –  прерогатива судебной власти.[33]

Разделение  властей не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с  тем, чтобы ни один из них не мог  получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и  противовесов», которая выражается в полномочиях государственных  органов, позволяющих им оказывать  влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных  проблем.[13]

Судебная  власть включена в систему народовластия  вместе с законодательной и исполнительной ветвями власти. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных  прав и свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом. Демократические основы организации  и деятельности самой судебной власти (участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей, гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон) позволяют  рассматривать ее в качестве особого  канала реализации воли народа.

Как уже  было сказано выше, законодательная  и исполнительная ветви власти оказывают  существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть посредством принятия законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими  дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение  деятельности судов. Но судебная власть обладает возможностью фактической  отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства  РФ, если они будут ею признаны неконституционными. Исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностям исполнительной власти. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться  в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика оказывает существенное влияние  на направление законодательной  деятельности, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти.

В Конституции  РФ закреплено общее правило о  том, судебная система РФ устанавливается  Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему  РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело  бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о  статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные  вопросы организации и функционирования судебной системы).[1]

Суд –  особый государственный орган, который  специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.[11]

 

 

 

 

 

1.2. Понятие, структура и принципы построения судебной системы Российской Федерации

Суды  Российской Федерации, осуществляющие правосудие, в совокупности образуют судебную систему. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г., с последующими внесенными изменениями (Российская газета от 9 апреля 2005 г.). Этот закон принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Этим  Законом к федеральным судам  отнесены:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Все суды, входящие в судебную систему, также делятся на звенья.

Звеном судебной системы считают суды, наделенные однородными полномочиями. Исходя из этого, гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

основное  звено — районные суды;

среднее звено  — верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено  — Верховный суд РФ.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом от 23.06.1999 г. «О военных судах  Российской Федерации» существуют военные  суды:

основное  звено — гарнизонные военные  суды;

среднее звено  — окружные флотские военные суды;

высшее звено  — Военная коллегия Верховного суда РФ.

В связи  с внесенными в Федеральный конституционный  закон от 28.04.1995 г. «Об арбитражных  судах в Российской Федерации» изменениями (Российская газета от 9.07.2003 г.) система  арбитражных судов стала четырехзвенной (до этого она была трехзвенной):

Информация о работе Система судов