Система судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 07:17, реферат

Краткое описание

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок

Содержание

…………………………………………………………………..
Понятие судебной системы Российской Федерации
Понятие судебной власти и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
Понятие, структура и принципы построения судебной системы Российской Федерации
Развитие судебной системы в России
Характеристика судов Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
Суды общей юрисдикции Российской Федерации
Арбитражные суды Российской Федерации
Проблема создания и развития специализированных судов в судебной системе Российской Федерации
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов  РФ;

промежуточное (второе) звено — арбитражные  апелляционные суды;

промежуточное (третье) звено — федеральные  арбитражные суды округов (кассационные суды);

высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный  суд РФ.

Помимо  разделения судов на звенья, суды разделяются  по процессуальной компетенции на инстанции.

Судебной  инстанцией считается суд, выполняющий  конкретную судебную функцию, связанную  с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего  в законную силу).

Существуют  следующие виды судебных инстанций:

- Суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу, т.е. уполномоченный принимать решение по основным вопросам для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — о применении или неприменении уголовного наказания. По гражданским делам существо дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении уголовных и гражданских дел судами первой инстанции могут быть все суды всех звеньев в пределах предоставленных им полномочий. Исключение составляют арбитражные кассационные суды и арбитражные апелляционные суды, так как им не дано право быть судами первой инстанции.

- Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

В системе  судов общей юрисдикции апелляционная  инстанция — это районный суд, где судья единолично осуществляет контроль за законностью и обоснованностью  не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенным мировыми судьями. Особенностью рассмотрения дел в апелляционной  инстанции является то, что разбирательство  представляет собой полное или частичное  повторное рассмотрение дел с  возможным непосредственным исследованием  всех или части доказательств, которое  может завершиться постановлением нового приговора либо решения по гражданским делам.

Кассационными инстанциями судов общей юрисдикции являются судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и Судебные коллегии Верховного суда РФ, на которые возлагается  проверка законности, обоснованности и справедливости не вступивших в  законную силу всех приговоров по уголовным  делам и решений по гражданским  делам, выносимых по первой и апелляционной  инстанциям.

Производство  в кассационной инстанции отличается от производства в апелляционной  инстанции тем, что кассационная инстанция не может постановить  новый приговор или вынести судебное решение по гражданским делам, а вправе только отменить или изменить приговор или иное судебное решение.

- Суд надзорной инстанции — суд, рассматривающий в порядке надзора приговоры и судебные решения, вступившие в законную силу. Судами надзорной инстанции являются президиумы судов среднего звена, судебные коллегии Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ.

Определяя ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит  из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это  единство обеспечивается путем:

- установления  судебной системы Российской  Федерации Конституцией РФ и  Федеральным конституционным законом;

- соблюдения  всеми федеральными судами и  мировыми судьями установленных  федеральными законами правил  судопроизводства;

- применения  всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов,  федеральных законов, общепризнанных  принципов и норм международного  права и международных договоров  РФ, а также конституцией (уставов)  и других законов субъектов  РФ;

- признания  обязательности исполнения на  всей территории Российской Федерации  судебных постановлений, вступивших  в законную силу;

- законодательного  закрепления единства статуса  судей;

- финансирования  федеральных судов и мировых  судей из федерального бюджета. (баглай 652 - федеральный закон)

Закон о  судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в  установленном порядке к осуществлению  правосудия присяжных, народных и арбитражных  заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В  нем установлен запрет на издание  в России законов и иных нормативных  актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6).

 

1.3. Развитие судебной системы в России

Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А. Ф. Кони, получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механически сливавших воедино  Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, как выразился  в 1835 году Государственный совет, «виды  правительства», обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.

Суд не был  отделен от администрации и носил  ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и  раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться  теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другой порок  дореформенного суда - взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством  чиновников, типичное для всех звеньев  государственного аппарата явление  здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены  были признать даже самые ярые защитники  самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность  как средство наживы и самым бесцеремонным  образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства  бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок  охватил весь государственный аппарат. Крайне низкая общая грамотность  судей, не говоря уже о грамотности  юридической, обусловила фактическое  сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей.

В дореформенном  суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс  проходил в глубокой тайне. Принцип  письменности предполагал, что суд  решает дело не на основе живого, непосредственного  восприятия доказательств, личного  ознакомления со всеми материалами  дела, непосредственного устного  допроса обвиняемого-подсудимого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание - «лучшее свидетельство всего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещенная в 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первой половины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий, не только буржуазии, но и дворянства.

Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, и в 1864 они произошли.27 сентября 1862 г. император Александр II утвердил доклад государственного секретаря  В. П. Буткова, содержавший план дальнейших работ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперь Государственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцелярии включались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Буткову было дано право привлекать и других работников, поскольку срок представления проектов был установлен весьма жесткий - всего полгода. В комиссию вошли авторы «Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всей России. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты - от университетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссия открыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.

Подготовленные  проекты рассматривались в Государственном  совете в мае - июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г. В этом же году после длительной подготовки были утверждены документы, составившие в целом судебную реформу: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. После революций 1917 г. и прихода к власти большевиков старая судебная система была полностью разрушена, функции вынесения приговоров и контроль за приведение их в исполнение выполнялись различными «чрезвычайными комитетами», «революционными трибуналами» и т.д.. С 1925 г. идет становление советской судебной системы, которая прошла в своем развитии и через периоды массовых репрессий (30-е – 40-е годы) и через период медленной демократизации (годы правления КПСС после смерти Сталина). В 90-х года ХХ века после развала СССР на основе реформирования сложившейся советской судебной системы была образована судебная система, функционирующая и в наши дни. Разумеется, основополагающим условием построения новой системы стало принятие Конституции РФ, принятой в 1993 году .

СУ http://panov.in/Otvety/Zapisi/2011/12/25_Vidy_sudov_v_Rossijskoj_Federacii..html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика судов Российской Федерации

2.1. Конституционный суд Российской Федерации

Одним из высших федеральных органов  судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Конституционный Суд  РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 3/4 от общего числа судей. Представление  Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном  Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации  рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство  от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия  судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности  судьи до назначения на должность  нового судьи или до принятия итогового  решения по делу, начатому с его  участием.

Федеральным конституционным законом о Конституционном  Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии  не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается . Предельный возраст  пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний  день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором  ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто  не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон  предусматривает полные гарантии независимости  судей.

Судья считается  ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью  Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса  судьи, пребывающего в отставке, установленные  Федеральным законом о Конституционном  Суде РФ.

Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной  компетенцией, что означает возможность  осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать  какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка  конституционности законов, нормативных  правовых актов и договоров  (нормоконтроль), осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов власти, граждан и судов);

Информация о работе Система судов