Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 15:42, реферат
Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
Введение Стр.3
1.Служба в Следственном комитете Стр.6
1.1 Задачи Следственного комитете Стр.6
1.2. Полномочия Следственного комитета Стр.8
1.3 Права Следственного комитета при осуществлении
Полномочий Стр.11
1.4. Система Следственного комитета Стр.13
1.5. Служба в Следственном комитете Стр.15
2. Правовое положение сотрудников Следственного комитета Стр.17
2.1. Правовое положение сотрудников Стр.17
2.2.Обязательность исполнения требований сотрудников
Следственного комитета Стр.21
3. Заключение Стр.23
4. Список используемой литературы Стр.25
НОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
На тему: «Служба в следственном комитете и правовое положение сотрудников следственного комитета»
Студента 1 курса (2 высшее)
ЗАОЧНОГО отделения
АРХАНГЕЛЬСК 2012г.
Содержание
Введение
1.Служба в Следственном комитете Стр.6
1.1 Задачи Следственного комитете
1.2. Полномочия Следственного
комитета
1.3 Права Следственного комитета при осуществлении
Полномочий
1.4. Система Следственного
1.5. Служба в Следственном
комитете
2. Правовое положение
сотрудников Следственного
2.1. Правовое положение
сотрудников
2.2.Обязательность исполнения
Следственного комитета
3. Заключение
4. Список используемой
литературы
ВВедение
Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
В 1713 г. были учреждены первые специализированные
следственные органы России — «майорские»
следственные канцелярии, которые в соответствии
с Наказом «майорским» следственным канцеляриям
от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно
Петру I. К подследственности этих органов
были отнесены дела о наиболее опасных
деяниях, посягающих на основы государственности,
в первую очередь о преступлениях коррупционной
направленности, совершаемых высокопоставленными
должностными лицами органов государственной
власти (взяточничество, казнокрадство,
служебные подлоги, мошенничество).
Как отмечают историки, в первой четверти
XVIII в. внимание этих органов привлекли
11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная
подчиненность главе государства и независимость
от иных высших органов государственной
власти позволили обеспечить объективность
и беспристрастность «майорских» следственных
канцелярий при осуществлении уголовного
преследования должностных лиц.
Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.
К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.
Впоследствии, на протяжении
второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила
деформация заложенных Петром I основ
модели независимого вневедомственного
следствия.
Восстановление петровской вневедомственной модели
организации следствия произошло 15 января
2011 г., когда вступил в силу Федеральный
закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном
комитете Российской Федерации». Как отмечалось
в пояснительной записке к проекту данного
закона, функционирование Следственного
комитета вне системы прокуратуры Российской
Федерации создаст необходимые условия
для эффективной реализации полномочий
прокуроров по надзору за процессуальной
деятельностью органов предварительного
следствия, усиления взаимодействия следственных
органов с органами прокуратуры, позволит
повысить объективность следствия, тем
самым обеспечивая законность в сфере
уголовного судопроизводства и неукоснительное
соблюдение конституционных прав граждан.
Федеральный закон «О Следственном комитете Российской
Федерации» установил, что руководство
деятельностью вновь созданного следственного
органа осуществляет Президент Российской
Федерации. В развитие положений закона
Указом Президента Российской Федерации
от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного
комитета Российской Федерации» были
утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской
Федерации;
перечень соответствия специальных званий
сотрудников Следственного комитета Российской
Федерации классным чинам прокурорских
работников органов прокуратуры Российской
Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете
Российской Федерации, по которым предусмотрено
присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном
комитете Российской Федерации, в том
числе в военных следственных органах
Следственного комитета Российской Федерации,
по которым предусмотрено присвоение
специальных или воинских званий, должностям,
которые были предусмотрены в Следственном
комитете при прокуратуре Российской
Федерации, в том числе в военных следственных
органах Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации.
В соответствии со статьей
13 Федерального закона «О Следственном
комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской
Федерации назначается на должность и
освобождается от должности Президентом
Российской Федерации без одобрения органа
законодательной власти, как это было
ранее. Председатель Следственного комитета
Российской Федерации ежегодно представляет
Президенту Российской Федерации доклад
о реализации государственной политики
в установленной сфере деятельности, состоянии
следственной деятельности и проделанной
работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные
условия для эффективной борьбы с коррупцией,
в том числе в высших органах представительной
и исполнительной власти, что ранее представлялось
затруднительным в связи с обусловленностью
назначения руководителя следственного
ведомства по согласованию с названными
государственными органами и подотчетностью
им.
В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.
Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.
1.Служба в Следственном комитете.
1.1 Задачи Следственного комитета
Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное
расследование преступлений в
соответствии с
2) обеспечение законности
при приеме, регистрации, проверке
сообщений о преступлениях,
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление
в пределах своих полномочий
выявления обстоятельств,
5) осуществление в
пределах своих полномочий
6) разработка мер по
реализации государственной
7) совершенствование
нормативно-правового
8) определение порядка
формирования и представления
статистических отчетов и
5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
6. Следственный комитет
осуществляет свою
7. Следственный комитет
имеет официальные символы,
8. Следственный комитет выпускает специальные издания.
1.2. Полномочия Следственного комитета
Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
- разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
- на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета;
- организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;
- организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;
- обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;
- организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;
- организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;
- осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;
- разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;