Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:51, контрольная работа

Краткое описание

ВОПРОС 1. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. ГКО. ВОЕННАЯ ЮСТИЦИЯ.
ВОПРОС 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ. ГРАЖДАНСКОЕ, ТРУДОВОЕ, КОЛХОЗНОЕ, СЕМЕЙНОЕ, УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
ВОПРОС 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
ВОПРОС 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В 1950- НАЧАЛЕ 1960 ГГ.

Вложенные файлы: 1 файл

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

В обязательственном праве четко прослеживалась тенденция на сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, а также поставок нефти, угля, металла и т.д. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств.

Естественно, в военных условиях особое внимание уделялось договору жилищного найма. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими сохранялась их жилая площадь, которая освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами семей военнослужащих, взималась на льготных условиях. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942 г. эвакуированные рабочие и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись в первую очередь рабочим и служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке требовать освобождения своей жилплощади при условии, если их эвакуация была в свое время оформлена, квартирная плата аккуратно ими вносилась, а лица, поселившиеся на их площади, получили ее хотя и в установленном порядке, но не ввиду разрушения того дома, где они жили. В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым.

В связи с войной, когда много  людей погибло, был значительно расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

СЕМЕЙНОЕ  ПРАВО. Семейное право претерпело весьма серьезные изменения, направленные на укрепление института брака, поощрение многодетных семей, повышение рождаемости, что в условиях войны имело первостепенное значение. Нужно было в условиях войны также позаботиться о детях-сиротах. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Причем усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей. Принципиальные изменения в семейное право внес Указ  Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. По этому Указу устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке. Причем процесс о разводе состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящий суд, который и решал вопрос о разводе. В случае признания необходимости расторгнуть брак суд должен был определить, при ком из разводившихся супругов и кто из детей оставался, а также кто из родителей и в какой мере нес издержки на содержание детей, производился раздел имущества, по желанию супругов присваивалась каждому из разведенных супругов добрачная фамилия. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней с правом присоединять свой очередной отпуск.

Беременные женщины освобождались  от сверхурочных работ.

Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям. Государственное пособие выдавалось уже при рождении третьего ребенка, а не седьмого, как это было ранее. Устанавливалось государственное пособие одиноким матерям, не состоявшим в браке, на содержание и воспитание детей, родившихся после издания данного Указа. Одинокая мать могла поместить своего ребенка на воспитание в детское учреждение, где он содержался полностью за счет государства.

Мать имела право взять обратно  своего ребенка из детского учреждения. За время нахождения ребенка в детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивалось. Учреждались медали "Медаль материнства" и орден "Материнская слава", устанавливалось почетное звание "Мать-героиня". Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей, а семь и более - орденом, десять - почетным званием "Мать-героиня".

ТРУДОВОЕ  ПРАВО. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Уже Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных работ. Указом от 26 июня 1941 г. "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время" увеличивалась мера труда. Было предоставлено право директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли устанавливать с разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп рабочих и служащих обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч В день. К этим работам не привлекались беременные женщины, начиная с шестого месяца беременности, а также женщины, кормящие грудью, - в течение шести месяцев кормления. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере.

Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Отпусками пользовались работники до 16 лет. Отпуска предоставлялись также в случае болезни. Сохранялись отпуска по беременности и родам.

В целях обеспечения рабочей  силой важнейших предприятий и строек военной промышленности и других отраслей народного хозяйства, работавших на нужды обороны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивавших уход за ними; учащиеся высших и средних учебных заведений. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности - к принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года. Для выполнения временных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийных бедствий, пожаров и т.д.) для оборонных работ, заготовки топлива и т.д. на срок до двух месяцев.

Предоставлялись льготы инвалидам  Великой Отечественной войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного заработка независимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

КОЛХОЗНОЕ ПРАВО. Колхозное право решало задачи обеспечения вооруженных сил и населения продовольствием, промышленности - сырьем, укрепления трудовой дисциплины, восстановления разрушенного оккупантами сельского хозяйства в освобожденных районах, устранения недостатков в оплате труда путем расширения и конкретизации системы дополнительной оплаты труда, сохранения молодняка и увеличения поголовья скота и лошадей в*колхозах и т.д.

В целях обеспечения страны и  Красной Армии достаточным количеством продовольствия в обстановке войны с немецкими захватчиками постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. на время войны для каждого трудоспособного работника колхозов был повышен обязательный минимум трудодней в году до 150 трудодней в хлопковых районах, до 100 - в Московской, Ивановской областях и других специально указанных в постановлении областях, краях, республиках по списку Наркомзема СССР, до 120 - для всех остальных районов СССР.

СНК союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам было предоставлено право повышать или понижать для отдельных районов в зависимости от местных условий количество трудодней, подлежащих выработке по периодам сельскохозяйственных работ.

Устанавливалось количество трудодней, которое колхозник должен был выработать в каждый период сельскохозяйственных работ.

Подростки - члены семей колхозников  в возрасте от 12 до 16 лет обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Было установлено, что трудоспособные колхозники, не выработавшие без уважительных причин обязательного минимума трудодней по периодам сельскохозяйственных работ, предавались суду. и карались исправительно-трудовыми работами в колхозах на срок до б месяцев с удержанием из оплаты трудодней до 25% в пользу колхоза. Колхозам было предложено, что колхозники, не выработавшие в течение года минимума трудодней, должны были считаться выбывшими из колхоза, потерявшими права колхозника и лишаться приусадебного участка. Председатели правлений колхозов и бригадиры за уклонения от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, привлекались к судебной ответственности.

Колхозы выполняли повышенные планы сева с меньшим количеством рабочей и тягловой силы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9- мая 1942 г. рекомендовало колхозам начиная с 1942 г. ввести для трактористов МТС, бригадиров тракторных бригад и ряда других категорий механизаторов дополнительную оплату натурой или деньгами. На селе не хватало рабочих рук и поэтому постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать в наиболее напряженные периоды сельскохозяйственных работ в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих учреждений, учащихся 6-10-х классов, студентов техникумов и вузов. Их труд оценивался в трудоднях. Кроме того, за мобилизованными служащими сохранялось по месту работы 50% оклада, а за учащимися техникумов и вузов - стипендия. Колхоз должен был оплатить дорогу в оба конца, обеспечить жильем и питанием. Развивалась дальше система дополнительной оплаты труда в колхозах. В 1942 - 1943 гг. был принят ряд нормативных актов об охране молодняка, увеличении поголовья скота, лошадей. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) в июле 1942 г. был создан хлебный фонд Красной Армии с каждого гектара пашни и по ценам, как по поставкам. Все колхозы, освобожденные от немецкой оккупации, на период 1943-1945 гг. не должны были поставлять лошадей для нужд обороны и народного хозяйства.

Как видим, в колхозном  праве во время войны были введены и действовали чрезвычайные нормы.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. В условиях военного времени возросла общественная опасность всех видов преступлений. Успешная борьба с преступностью имела большое значение для решения и основной задачи - разгрома врага. Действовали довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные военной обстановкой. Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, если эти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Был издан ряд нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности. Как уже отмечалось, в это время усиливалась и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовную ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 i. вводил новые виды наказаний в советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссылку на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Широко применялась  в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

ВОПРОС 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.

Великая Отечественная  война была серьёзным испытанием для советского государства. Она  вызвала большие изменения в  системе государственного и правового управления. Хотя правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранилась и после вступления СССР в войну, однако формирование чрезвычайных органов, появление новых специальных законодательных актов не могло не сказаться на системе права и правового регулирования.

22 июня 1941 года  Президиум Верховного Совета  СССР принял Указ «О военном  положении», а 29 июня ЦК ВКП(б)  и СНК СССР обратились к  партийным и советским органам  с директивой, в которой была  изложена в общей форме программа мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе с агрессорами. В этом документе указывалось, что государственные и партийные органы должны искоренить благодушие и беспечность, появление которых чрезвычайно  опасно в военных условиях, обеспечить укрепление общественной, государственной, военной и трудовой дисциплины, мобилизировать все силы на  разгром фашистов.

Суровые условия  Великой Отечественной войны  вызвали к жизни создание и  специальных чрезвычайных органов, наделённых особыми полномочиями. Таким высшим чрезвычайным органом в стране стал Государственный Комитет Обороны СССР. Он был образован 30 июня 1941 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б). В руках ГКО была сосредоточена вся власть в государстве, его постановления имели силу законов военного времени.

Информация о работе Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)