Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:51, контрольная работа
ВОПРОС 1. ПЕРЕСТРОЙКА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. ГКО. ВОЕННАЯ ЮСТИЦИЯ.
ВОПРОС 2. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ. ГРАЖДАНСКОЕ, ТРУДОВОЕ, КОЛХОЗНОЕ, СЕМЕЙНОЕ, УГОЛОВНОЕ ПРАВО.
ВОПРОС 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.
ВОПРОС 4 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРАВА В 1950- НАЧАЛЕ 1960 ГГ.
· установление “сверху” норматива оборотных средств;
· постоянной замораживание собственных оборотных средств и их восполнение за счёт кредита.
Наиболее серьезным было положение в сельском хозяйстве. Переданные ему миллиарды новых рублей способствовали росту денежных доходов населения, но не привели к увеличению сельскохозяйственного производства и снижению производственных издержек. Более того, убыточными стали не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. В связи с этим в 1962 году закупочные цены на мясо были подняты на 35 %, а розничные – на 30 %. В 1963 г. было принято решение поднять цены на уголь на 37 %, на нефтепродукты – на 5 %, на пиломатериалы – на 13 %. Так был дан новый импульс развязыванию инфляции: новые цены на сельхозпродукцию и топливо автоматически вели к нерентабельности легкой промышленности. Поэтому в январе 1964 г. были пересмотрены цены и на легкую промышленность. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениям рабочих, самое крупное из которых было в Новочеркасске. Становилось ясно, что дальнейшее развитие народного хозяйства требует радикальных перемен в системе управления экономикой. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление "Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", в соответствии с которым в стране началась экономическая реформа (табл. 19).
Сущность и важнейшие практические мероприятия реформы 1965 г.
Направление реформы |
Реализация |
Изменение системы управления экономикой |
Восстановление отраслевой системы управления; создание системы производственных объединений; усиление внимания к стандартизации продукции и информационному обслуживанию; усиление централизации в области финансов |
Изменение системы планирования |
Превращение пятилетнего плана в основную форму планирования развития народного хозяйства; изменение системы плановых показателей; реформа цен 1967 г. – пересмотр оптовых цен на промышленную продукцию; увеличение финансовой самостоятельности предприятий; введение новой системы планирования производства и заготовок сельхозпродукции; введение повышенных цен на сверхплановую продукцию сельского хозяйства (1968); введение принципов хозрасчёта на предприятиях и в организациях; создание системы научно-производственных объединений |
Усиление экономического стимулирования |
Создание на предприятиях за счёт прибыли фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства и др. |
Управление НТП |
Концентрация подетальных и технологически специализированных предприятий в хозрасчётных комплексах |
Таким образом, реформой 1965 г. намечались меры, которые должны были значительно повысить эффективность общественного производства. Осуществление ее явно улучшило положение в экономике. В послевоенные годы наиболее результативной оказалась именно восьмая пятилетка (1965 – 1970 гг.): валовой общественный продукт увеличился на 43 %, произведенный национальный доход – на 45 %, продукция промышленности – на 50 %, сельского хозяйства – на 23 %, производительность общественного труда – на 39 %, реальные доходы на душу населения – на 33 %. Происходившее три пятилетки снижение темпов роста общественного производства было приостановлено, темпы возросли. Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетичес-кого и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики , вычислительной техники, биотехнологии и др.). Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей.
Причины функционирования механизма торможения:
1) невосприимчивость производства к НТП;
2) низкий спрос на инновации;
3) принудительный характер нововведений;
4) чрезмерная инвестиционная активность государства;
5) действие системы компенсаций;
6) игнорирование цикличности развития при планировании;
7) избыточная милитаризация экономики.