Современные проблемы российского федерализма и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Краткое описание

Для рассмотрения в своей работе я выбрал понятие государственного устройства, а именно государственное устройство России, т.е. федеративное устройство. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах.

Содержание

Введение..............................................................................................................2
Становление и развитие Российской Федерации............................................5
Юридическая природа российского федеративного государства………….7
Конституционное регулирование компетенции в РФ....................................9
Современные проблемы российского федерализма и пути их решения….13
Заключение........................................................................................................18
Список использованных источников и литературы.........

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

       Не  могу не сказать еще об одном изменении, связанным с федеративным устройством  и решением государством насущных проблем  Федерации. Дело в том, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" было упразднено министерство по делам Федерации, а вопросы их ведения были переданы трем другими министерствам: МВД России, МИДу России и Минэкономразвития России.

       К сожалению, объем работы не позволяет  в полной мере рассмотреть все  проблемы российского федерализма  и, завершая данный вопрос, я хотел  бы сказать о том, какие направления  скорее будет включать реформирование федеративных отношений (а оно неизбежно): 

       1. Укрепление целостности РФ как  единого федеративного государства,  укрепление единого правового  пространства, координация правотворчества  в регионах.

       2. Последовательная реализация конституционного равенства субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что должно способствовать преодолению фактического политического и социально-экономического неравенства субъектов Федерации.

            3. Оптимальное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов. Чтобы достичь этого, необходимо более четко определить границы компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения о необходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве.6

Заключение

    Из  сделанного мной исследования о федеративном устройстве РФ можно сделать некоторые  выводы:

    1. Значение Федерации  как формы государственного  устройства в настоящее время очень велико. Мною уже было сказано, что федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное, на мой взгляд, то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах, но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

    2. В чистом виде не существует определенно федеративного государства. Так можно сказать в отношении Соединенных Штатов Америки, государства с федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки федерации, сформулированные в теории государства и права, не просматриваются в Федерации США, хотя именно  это государство является одним из  первых стран с федеративным устройством. Но вопросом рассмотрения в курсовой работе было государственное устройство России и поэтому:

    2. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов конституционная форма федерации; в ее состав входят субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

    3. Еще одной особенностью российского  федерализма является фактическая (в разрез с принципами Конституции РФ) разностатусность субъектов РФ. Такие Федерации принято называть асимметричными.

     4. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Так определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6% - чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

    5. Россия находится только на  начальном этапе развития федеративных отношений. За 11 лет после принятия Декларации о государственном суверенитете много было и негативного и позитивного. На ошибках и неудачах нашего руководства начала 90-х годов, когда была вероятность распада России на мелкие суверенные государства вслед за СССР, выросла новая страна, в которой много проблем национального, социально-экономического, политического характера. Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.

    В заключении хотелось бы отметить, что  конституционные изменения давно  уже назрели. Более того, без внесения этих изменений в Конституцию  невозможно снятие ряда накопившихся противоречий, которые могут привести к разрушению Федерации. В то же время необходимо комплексное осмысление всей проблемы развития федеративных отношений. И поэтому необходимо не только принятие отдельных поправок, но и тщательная подготовка всего пакета конституционных изменений, касающихся федеративного устройства нашего государства.

    По  моему мнению, для решения всего комплекса конституционных проблем необходим созыв чего-то, подобного Конституционному совещанию (1993 г.), в работе которого приняли бы участие представители всех ветвей, как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Ибо этот вопрос не может решаться путем навязывания воли одних другим, но путем поиска согласия и компромисса в интересах Российской Федерации.

     И я верю, что если не моему поколению, а нашим детям и внукам посчастливится жить в истинно демократическом государстве, гражданском обществе, должным образом обеспечивающими, а не только провозглашающими права человека и гражданина независимо от расы и вероисповедания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой  литературы.

 
 
  1. Баглай  М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2008
  2. Лысенко В.Н.: Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и права. – 2004. - №8.
  3. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2007 г.
  4. Теория государства и права: курс лекций. под. ред. Н.И. Матузова и       

     А.В. Малько. М. 2008 г.

  1. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е      изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007.
  2. Кутафин О.Е. Основы государства и права: Учеб. пособие. 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.       
  3. Глигич-Золотарёва М.В. Правовые основы федерализма. – М.: Юристъ, 2007. – 422 с.
  4. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства: Монография. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 352 с.
  5. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. – М., 2003 г.
  6. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и её субъектами. -  СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.  - 559 с.
  7. Гончаров И.В. Особенности правового регулирования федерального вмешательства в дела субъектов Федерации в условиях внутренних вооруженных конфликтов // Государство и право. 2004. №11. – С. 85-89.
  8. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. № 3. – С. 9-16.
  9. Глигич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: состояние и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 9. - С. 3-7.

          Список  нормативно-правовых актов

 
 

          1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) 

          2. Декларация о  государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // ВВС РСФСР. 1990. №2. 

          3. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года. 

          4. Федеративный договор  (Москва, 31 марта 1992 г.)

          5 Указа Президента Российской Федерации от 16 октября 2001 г. № 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".

Информация о работе Современные проблемы российского федерализма и пути их решения