Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи между государством и правом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
Рассмотреть понятие и признаки государства.
Рассмотреть понятие и признаки права.
Рассмотреть влияние государства на право.
Рассмотреть влияние права на государство.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятия и признаки государства и права 5
1.1 Понятие и признаки государства 5 1.2 Понятия и признаки права 8
2 Концепции соотношения государства и права 15
2.1 Общая часть 15
2.2 Этатистско-тоталитарная концепция воздействия государства на право 16
2.3 Либерально-демократическая концепция воздействия права на государство 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный экономический университет»
Институт непрерывного образования
Кафедра гражданского права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по «Теория государства и права»
тема: Соотношение государства и права
Исполнитель: Промышленников В.В. студент группа 1 Ю-13-1 Руководитель: Шушпанов Б.Ю., ст. преподаватель |
Нижний Тагил
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятия и признаки государства и права 5
1.1 Понятие и признаки государства
2 Концепции соотношения государства и права 15
2.1 Общая часть 15
2.2 Этатистско-тоталитарная концепция воздействия государства на
право 16
2.3 Либерально-демократическая концепция воздействия права на
государство 20
ЗАКЛЮЧНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой вытекает из того, что без изучения функций и признаков как государства так и права не может существовать полноценное общество.
Коренной вопрос общественной жизни – вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Споры о взаимосвязи государства и права имели место, как в далеком историческом прошлом, так и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют несколько подходов по соотношению государства и права.
Решение проблемы соотношения права и государства находится в прямой зависимости от того, как тот или иной мыслитель решает данный вопрос. Большое количество ученых соотносили право и государство исходя из своих понятий государства и права, поэтому в наше время существует огромное количество концепций взаимодействия права и государства.
Методологическую основу
Объектом данной курсовой работы являются «отношения» между государством и правом, их влияние друг на друга.
Предметами курсовой работы являются государство и право.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи между государством и правом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны.
В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко – юридический, системно – правовой, системный анализ изучаемых явлений и результатов, классификация. В данной работе были использованы основные принципы общетеоретического исследования государства и права: историзм(рассмотрение государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи); конкретность(учет всех условий, в которых находятся объекты познания. Выделение главных, существенных свойств, связей и тенденций развития); плюаризм(многоаспектность в исследовании). Так же широко использовались логические приемы, такие как: анализ(выявление структур государства и права, фиксирование их составных элементов, установление взаимосвязи); синтез(обобщение данных полученных в результате исследования); индукция(изначальное познание первичных сторон или свойств государства и права, с последующим обобщением полученных знаний).
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, каждая из
которых состоит из двух
1.1 Понятие и признаки государства
Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.
Государство есть продукт развития общества,
продукт непримиримости классовых противоречий.
Государство появляется там, тогда и постольку,
где, когда и поскольку классовые противоречия
объективно не могут быть примирены, когда
общество делится на эксплуататоров и
эксплуатируемых. Везде и всегда вместе
с ростом и укреплением этого деления
возникает и развивается особый институт–государство,
которое никоим образом не представляет
собой силы, извне навязанной обществу.
Государство есть продукт общества на
известной стадии развития; государство
есть признание, что это общество запуталось
в неразрешимых противоречиях, раскололось
на непримиримые противоположности, избавиться
от которых оно бессильно. Нужна была сила,
которая бы умерила столкновения, держала
общество в границах «порядка». И эта сила,
происшедшая из общества, ставящая себя
над ними, все более и более отчуждающаяся
от него, есть государство.
Возникновение
государства – это приспособление общества
к новым условиям, которое не устраняет
того, что произошло в производстве (т.е.
в
экономике), а наоборот, служит тому, чтобы
новые экономические отношения частной
собственности сохранились, поддерживались,
развивались. Экономические отношения
– базис, причина всех трансформаций,
протекающих в надстройке, к которой относится
и государство.
Государство
есть особая организация политических
сил, находящихся у
власти.
Государство является организацией всех
без исключения
членов общества, вне зависимости от их
социального, имущественного
положения, расовой и национальной принадлежности,
рода и характера
занятий и т.п. Таким образом, государство,
будучи организацией всего
народа, обладает гораздо более широкими
социальными возможностями, чем
каждый их других структурных элементов
системы, взятых в отдельности.
Государство как официальный выразитель
воли народа создает
предпосылки для развития всех форм собственности.
Государство располагает особым государственным
аппаратом,
органы которого, в отличие от остальных
структурных элементов,
наделяются государственно-властными
полномочиями. Такими полномочиями обладает
система правоохранительных органов,
в которую входят органы внутренних дел,
прокуратуры, безопасности, которые выполняют
функции принуждения.
Государство обладает
населением, обособленной от него. Особенность
публичной власти в
государстве состоит в том, что она принадлежит
лишь экономически
государствующему классу, является политической,
классовой властью. Эта
публичная власть опирается на особые
отряды вооруженных людей –
первоначально на дружины монарха, а в
дальнейшем – армию, полицию,
тюрьмы и другие принудительные учреждения;
наконец, на чиновников,
специально занятых управлением людьми,
подчинением последних воле
экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее
аппарата (чиновников, армии,
полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются
налоги.
В отличие от других элементов политической
системы,
государство располагает системой издания
органами государства, в
пределах своих компетенций, нормативно–правовых
актов, а также системой
контроля за их исполнением. Хотя общественные
организации также наделены правом издания
нормативных актов, однако последние не
носят
общеобязательного характера и распространяются
только на членов данной
общественной организации.
Государство является единственной организацией,
обладающей
суверенитетом, т.е. верховенством государственной
власти по отношению ко
всем гражданам, по всем негосударственным
организациям. Обладая
суверенитетом, государство организует
само себя и издает
общеобязательные правила поведения (законы).
В современной отечественной
юридической литературе
«Государство - это универсальная
политическая организация, обладающая
суверенитетом, особой публичной
властью и специализированным
аппаратом регулятивного
[7, с. 56].»
Исходя из общих характеристик государства, выделяют несколько его признаков.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы.
В данном параграфе были рассмотрены некоторые понятия государства. Были выделены основные признаки государства: территория, население, власть, суверенитет, государственный аппарат, денежная система, система налогообложения. Исходя из признаков было сформулировано определение государства, как универсальной политической системы.
Право – это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.
«Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство[8, с. 186].»
Право, есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя:
«Содержание права
Право
по своей природе есть
«Через механизмы
Право как разновидность социальных норм обладает качеством нормативности, оно действует, как типовой регулятор адресаты которого определены не конкретно, поименно, а общими признаками. Нормативность права проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступают в процесс регулирования всякий раз когда возникают типовые ситуации, установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей.
«Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений независимо от их индивидуальных особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального равенства)[4, с. 185].»
Нормы
права должны быть
С
точки зрения внутренней
«Право общеобязательно. В отличие от других социальных норм оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную нормативную систему, которая распространяет свое действие на всех членов общества[5, с. 251].»