Соотношение права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право – это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначения и развитии в обществе. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание

1. Введение
2. Государство и право в их соотношении и взаимодействии
3. Воздействие государства на право
4. Воздействие права на государство
5. Правовое государство: основные признаки
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении  реализации права. Исторический опыт убедительно  свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение  является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет  государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем  самым упрочивается правопорядок, создается  режим наибольшего  благоприятствования  для конструктивных действий социальных субъектов.

Государство, следовательно, способствует распространению права  в социальном пространстве, оно обязывает  участников общественных отношений  действовать по праву, исключать  противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства  на право. И прежде всего это обусловлено  регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его  структур обеспечить действие права  в данных социально-экономических  и политических условиях. Государство  не может также использовать право  в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине  научно обоснованная, эффективная юридическая  политика государства, позволяющая  наиболее рационально и в интересах  общества использовать правовой инструментарий.  

Вместе с тем объективно существуют пределы воздействия  государства на право. Государство  не должно использовать право в противоречии с его истинным назначением.

 

 

 

 

 

Воздействие права  на государство 

 

В специальной литературе проблеме влияния права на государство  удалено мало внимание. Между тем  государство нуждается в праве  не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права  проявляется: 1) во внутренней организации  государства и 2) в его деятельности.     

    1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощь  права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.    

    1. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне, и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих  организующую роль права в отношении  к государству:    

    • Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу.   
    • Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие  рамки юридических требований, приобретает юридическую форму.    
    • Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.
    •        Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.
    •       Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.
    •       Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом.
    •        Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Итак, государство как  суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового  государства) как раз исходит  из того, что право в интересах  личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает  мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право  выступает как сила, способная  подчинить государство. Образно  говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.

В современных условиях связывающая  роль права в отношении государства  усиливается. При этом наблюдается  следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению. 

Общий вывод в юридической  науке заключается в том, что  государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Не без основания замечено, что  государство имеет конститутивное значение для самого бытия права  как особого институционного образования. "В общеобязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определенности, обеспечении и способности дать "гарантированный результат" зримо и незримо присутствует государственная власть, которая как бы просачивается в самую суть права".

 

Правовое государство: основные признаки

 

Правовое государство  представляет собой модель согласованного, сбалансированного взаимодействия права и государства, сформированного  на демократических началах, где, формы  выражения права обусловлены  культурой данного общества, а  государство, будучи связанным с  правом, выступает в то же время  основным средством обеспечения  его регулирующего действия. Правовое государство и правовой закон, как  государство и право вообще, являются не самоцелью, а социально-исторически обусловленными формами выражения, организации, упорядочения и защиты прав и свобод человека и гражданина в общественных отношениях. Выражаемая в праве свобода представляет собой, в определенном смысле, абсолютный принцип и поэтому должна служить критерием человеческого прогресса, и в первую очередь, в области государственно-правовых форм. Идея правового государства будет по-разному реализовываться в рамках отдельных правовых культур посредством создания условий для реализации политико-правовых идеалов гражданского общества, демократических ценностей и правовых традиций.

Принципиально важными предпосылками  создания  и  упрочнения  правового  государства являются его основы, на базе которых оно создается, и  благодаря которым  оно функционирует.  

Основы правового государства  носят следующий характер:

    1. Экономической  основой  правового государства   являются  определенные производственные  отношения, базирующиеся  на   развитии  разнообразных   форм  собственности,  свободном  предпринимательстве,  в  борьбе  с  экономическим  монополизмом.

    2. Создание в   обществе  условий,  необходимых   для  реализации  каждым человеком  своих творческих и трудовых  возможностей, обеспечение личных  прав и  свобод  человека,  составляет   прочную   социальную   основу   правового государства.

    3.  Политическая    основа   правового   государства   наиболее   полно

проявляется в его суверенитете. Правовое  государство  является  суверенным, иными  словами,  оно  концентрирует  в  себе  суверенитет  народа  и  наций, населяющих определенную страну.   Идея правового государства  основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного правового  развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их реализации в  жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь  оптимального соотношения интересов  государства и личности. Теория правового  государства изначально закладывалась  такими мыслителями как Платон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье  и др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в России: Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками можно выделить следующее:

    • -         верховенство закона;
    • -        организация и функционирование суверенной власти на       

     принципе разделения  законодательной, исполнительной и

     судебных функций;

    • -         обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Иные черты, которые встречаются  в литературе, являются как частные  случаи выражения этих трех основных признаков правового государства. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что  закрепляется в законах, поскольку  законы могут быть справедливыми  и несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были законы. Суть вопроса здесь  стоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом  соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать  воле большинства народа. Для реального  выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной  практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в  своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и  не в меньшей степени связанность  государства и его органов  и должностных лиц, а также  требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую  противоречие между ними. В государстве  законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и  все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Цивилизованное существование государственной  власти может быть только не принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций  и отлаженного механизма сдержек  и противовесов между ними. Ни одна  власть не должна присвоить несвойственные ей функции и четко руководствоваться  законом. Конституции устанавливают  систему  разделения властей и  осуществления полномочий парламентом, правительствами, президентом и  разграничивает полномочия федеральных  органов и органов субъектов  федерации. Действенное разделение функций властей может быть при  взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессии парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями.

Информация о работе Соотношение права и государства