Соотношение права и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право – это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначения и развитии в обществе. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание

1. Введение
2. Государство и право в их соотношении и взаимодействии
3. Воздействие государства на право
4. Воздействие права на государство
5. Правовое государство: основные признаки
6. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

государство и право.docx

— 36.28 Кб (Скачать файл)

К У Р С О В А Я      Р А Б О Т А

 

 

 

 

По предмету: Теория государства и права.

На тему: «Соотношение права и государства»

 

 

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

2010

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

 

  1. Введение

 

  1. Государство и право в их соотношении и взаимодействии

 

  1. Воздействие государства на право

 

  1. Воздействие права на государство

 

  1. Правовое государство: основные признаки

 

  1. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение  

 

Государство и право –  это система общественных знаний об основных и общих закономерностях  государства и права, об их сущности, назначения и развитии в обществе. Деятельность государства, принятие и  реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного  порядка тесно связаны с положениями  политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных  общественных явлений. 

Теория государства и  права концентрирует внимание на объективных закономерностях государства  и права. Закономерности -это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны. Именно поэтому в теории изучают происхождение и сущность государства и права, их связи с экономикой и другими общественными явлениями. 

Изучение права должно быть построено по принципу гуманитарного  значения, которое выявляет и фиксирует  разнообразные формы эмпирического  материала и выстраивает в  соответствии с ним науку. Обращение  к нему основано на исследовании права  действительности, постижении сущности и смысла права, заложенных в нем  начал и принципов. Изучение права  определяется уже не рамками юридического знания, а переходит в философию  права.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных  правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли  права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном»  виде, оно сохранилось.

 

Государство и  право в их соотношении и взаимодействии

 

 

 Государство и право  – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение  прав граждан, поддержание общественного  порядка тесно связаны с положениями  политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право  и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается  одним каким-либо признаком или  значением. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных  правовых идей, теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли  права, как гражданское (цивильное), хотя и в 
«модернизированном» , споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

Традиционно в науке по вопросу  о соотношении государства и  права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.    Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора,  исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида.

Есть и третья точка  зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников  отмеченных позиций и в то же время  избежать крайностей в оценке связи  государства и права.

Признание двустороннего  характера связи между государством и правом позволяет исключить  интерпретацию данного вопроса  в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право,  не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере,  в какой само право ему это позволяет. 

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они  относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и  в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно  воздействует на государство путем  установления общеобязательных для  всех его органов, должностных лиц  и организаций правил поведения. С помощью норм правил закрепляется их статус, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений

Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в процессе развития человеческого общества. Право как  регулятор общественных отношений  выступает по меньшей мере относительно независимым от государства и позитивного закона и даже предшествующим закону в качестве обычного права. Государство необходимо рассматривать не столько в качестве творца или источника права, но в большей мере опосредованного им в своих действиях. Оно представляет собой общественный институт власти, который скорее выводит и формулирует право посредством законотворческой деятельности из объективно существующей экономической и социально-политической действительности. При этом право в его отношении к государству необходимо рассматривать как особый социальный институт нормативного регулирования общественных отношений путем определения меры свободы, прав и обязанностей и воплощающий в своих источниках идеальную модель государства и общества в рамках той или иной правовой культуры

 

Воздействие государства  на право

 

 

 В юридической науке  утверждается, что государство является непосредственным фактором создания права  и главной силой его осуществления. Оно (государство) использует право  для достижения целей государственной  политики. Так, С.С.Алексеев пишет, что  государство выступает в качестве формирующего и обеспечивающего  фактора. Оно сообщает определенным нормам поведения людей общеобязательное значение

Из этого видно, что государство  непосредственно устанавливает (учреждает) общие нормы, является фактором, формирующим право. Оно придает праву определенные юридические формы, создает право на институциональном уровне.

Данное положение нельзя рассматривать в авторитарном смысле, ибо глубинные истоки права находятся  в экономике, культуре, традициях, обычаях. Забвение этого ведет к юридическому позитивизму, к признанию государства  учредителем, творцом права.

Вместе с тем неверно  рассматривать право в полном отрыве от государства.

Творческая роль государства  в отношении права состоит  в следующем:

в осуществлении правотворческой  деятельности. Оно определяет потребность  в юридической регламентации  тех или иных отношений, определяет их юридическую форму, учреждает  общие нормы. Характер этой деятельности в значительной степени зависит  от политического режима (демократия, тоталитаризм); в санкционировании государством норм, которые не относятся  к прямому государственному правотворчеству (мусульманское право); в признании  юридически обязательными фактически сложившиеся отношения в качестве норм права; в обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирования, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует ее обновлению.

Велика роль государства  в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права  и господствующих правовых отношений  через функцию принуждения. Право  потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения  охраняет право.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права  как особо институционального образования. Она присутствует в праве и  как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для  достижения целей государственной  политики. В тоже время влияние  государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство   в той же мере является инструментом по отношению к праву.

Наиболее ощутимое воздействие  государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться  с имеющими распространение в  юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается  в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной деятельности государства, существовании права как институционного  образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в право-образовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в право-образовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

    1. 1)     В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права.
    2. 2)     В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение.
    3. 3)     В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы  источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией  в обществе,  государство в  значительной мере оказывает на выбор  типов, государственно-юридических  средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.

Информация о работе Соотношение права и государства