Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humana). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т.Кампанеллы»

§ 1 Создание «Утопии» Т. Мором и «Города Солнца» Т. Капанеллой……………………………………………………………6
§ 2 Социальное равенство и рабство
§ 3 Семья
§ 4 Экономика
§ 5 Управление и власть
§ 6 Религия
§ 7 Оценка утопических проектор Т. Мора и Т. Кампанелла
Заключение…………………………………………………..
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа СПЗ-10 Зямилева Альбина.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Реализована в Утопии и идея железного  занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира.

Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Разделения труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.

«Не упустим еще одно замечание  Рафаэля Гитлодея, высказанное как  бы между прочим:»… Я определенно  полагаю, – говорит он об утопийцах, – что умом мы их превосходим, однако усердием и рвением своим они оставляют нас далеко позади себя». То, что в «Утопии» констатируется как факт, будет впоследствии одним из важнейших средств претворения в жизнь коммунистической утопии. И средство это называется: «понижение интеллектуального уровня населения».

Общественные отношения утопийцев  являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства… стоит  старейший. Жены услуживают мужьям, дети – родителям, и вообще младшие  по возрасту – старшим» . Т.е. равенства на самом деле нет! Младшие не равны старшим, мужчины – женщинам. Интересно.

Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно  расписаны условия «поездок утопийцев». Для поездки в другой город  утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. «Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета7».

Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается  до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, «когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией». Кроме того, «утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно».

Изучив эти причины войны, можно  сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо  повод всегда найдется.

Более того, Утопия, по сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные, не идейные государства ведут войну, когда им это выгодно, то утопийцы – всегда, если на это есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда «какой-то народ угнетается тиранией», они по идейным соображениям не могут.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Томмазо Кампанелла «Город Солнца»

Томмазо Кампанелла8 (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Замышлявший освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. Попал   в неаполитанскую тюрьму  и  Кампанелла.  Его  спасло  от  смертного  приговора только то, что его объявили еретиком. В  1602  году  Кампанеллу  осудили  на пожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати  семи лет.

Утопия «Город Солнца, или Идеальная  Республика.  Поэтический  диалог» была написана на латыни в тюрьме, в 1602  году,  а  опубликована  впервые  в 1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его  мучений и проблем. «Город Солнца9» обессмертил имя своего автора.

Идеи  социального равенства

На мрачном  горизонте драматической жизни  тогдашней Италии  Государство  Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане,  в  некоей неизвестной  земле  возвышается  гора,  на   которой   построен   прекрасный лучезарный город. Стены его  украшены  чудесной  и  поучительной  живописью, здания  светлы  и  поместительны.   Там   воплотились   заветные   мечты   о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все  построено  на основе естественных законов природы. Кампанелла  полагал,  что  в  обществе, основанном на общей собственности,  сохранится  государство.  Он  изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую  аналогии  в истории.

В «Городе Солнца»  автор доводит идеи социального равенства до крайностей. В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Можно предположить, что в результате появится посредственный вояка и посредственный крестьянин.

Производство и потребление  в городе Солнца носит общественный характер. «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными».

К сельскохозяйственным работам привлекаются все граждане (независимо от их желания).

Кампанелла пишет: «Распределение всего находящегося в руках должностных  лиц; но так как знания, почести  и наслаждения являются общим  достоянием, то никто не может ничего себе присвоить»10.

Власть 

Город Солнца —  теократическая республика, организованная  по  образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков.  Во главе его стоит мудрейший и всезнающий  первосвященник  Солнце  (он  же Метафизик), которому  подчинены три соправителя:  Мощь,  ведающий  военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь —  продовольствием,  одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц,  носителей истинного знания, презирающих схоластику — «мертвые знаки вещей».

В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее  собрание  всех соляриев,  достигших  20-летнего  возраста.  На   Большом   Совете   каждому предлагается высказаться о  том,  какие  есть  в  государстве  недочеты.  На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны  мысли Кампанеллы о способах сочетания  демократии  и правления  ученых-специалистов.   Кандидатуры   на   тот   или   иной   пост предлагаются  воспитателями,  старшими  мастерами,  начальниками  отрядов  и другими  должностными лицами, знающими, кто из  соляриев  к  какой  должности более пригоден. В Большом Совете каждый  может  высказаться  за  или  против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией  должностных лиц. Должностным лицам  в  свою  очередь  помогают  советом  так  называемые жрецы, которые определяют дни посева и  жатвы,  ведут  летопись,  занимаются научными изысканиями.

В этом государстве  существуют  право,  правосудие,  наказания.  Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан  на колоннах  у  дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят  друг  с  другом  почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый.  Для уличения  в  преступлении  необходимо  пять  свидетелей.  Пытка  и  судебные поединки,  свойственные  феодальному  процессу,  не  допускаются.  Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Источник человеческих  зол  —  эгоизм, пораждающий у одних желание жить за счет других. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас останется только любовь к общине»11.  Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества  равны во  всех  отношениях.  Общие столовые,  одинаковая  одежда,  общие украшения,  общие дома,  спальни   и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и  жены,  общие дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и  половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к  парной  любви.  Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.

Другие причины народного несчастья, по Кампанелле, это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.

С момента рождения дети начинают обучаться и воспитываться в обществе. Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города.

Женщины Города Солнца имеют те же права,  что  и  мужчины,  они  могут заниматься и науками, и чем угодно. Они  только освобождены от  тяжелых  форм труда. «Общности жен» соответствует «общность  мужей»  на  основе  взаимного равенства.

Экономика

В «Городе Солнца» есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с «Утопией». Рабочий день сокращен до  четырех часов,  и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой  мысли догадывается  Кампанелла,  есть  первая  потребность человека.   Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя  решает  он  ее  в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть  разгаданы через тот же гороскоп.

Религия

Моральное регулирование  общественной  жизни  Кампанелла  возлагает  на религию, но надеется на  религию  далеко  не  во  всем.  Он  разработал  ряд правовых  и  моральных санкций нерелигиозного  характера,  иногда   весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от  Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки  оружие  не только для защиты от внешних нападений.  Убить  тирана  -  почетно.  Изгнать вздорного и ничтожного монарха - человечно.

Кампанелла  пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». За 27  лет заключения он долго думал  о  неравенстве  и  о  наилучшем  государственном устройстве.

Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел  только  к  одному выводу: существующий государственный строй  несправедлив.  Чтобы  люди  жили лучше, его должен сменить другой, более  совершенный  строй.  Где  все  люди равны между собой.

И у Мора, и  у Кампанеллы, таким образом, идеалом  представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что  ему делать, а что нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Общность идей Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы

По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в те времена люди еще не могли  представить реалии социализма, поэтому  их  утопии получались слегка фантастичными.

Естественно, что  в  XVI и XVII веках капитализм лишь набирал  обороты, общество еще не  было  готово  для  перехода  к  социализму.  Не  созрели  и предпосылки   для   этого   перехода:   ни   производительные    силы, ни производственные отношения.

Главный момент, за который  социалисты критикуют Мора и Кампанеллу – это непонимание невозможности мирного перехода к социализму, путем переговоров. Ведь Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для смены государственного строя, ведь правящие круги власть просто так не отдадут.

Ошибкой Кампанеллы советские исследователи называли и чрезмерную регламентацию быта каждого члена общества12. В СССР трудящимся все-таки не говорил, чем им заниматься в свободное время.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они  оба  мечтают  о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство,  описанное у них, нередко переходит всякие границы.

Так,  у  Мора  люди  представляют   собой   массу,   потерявшую   свою индивидуальность.  Никто  не  имеет  даже  шансов  выделиться:  все  обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по  6  часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

Конечно, капиталистическое  общество с его неравенством и  эксплуатацией в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу,  право  выбора. Если человек хочет чего-то добиться в  этой  жизни,  если  он  трудолюбив  и способен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не  может  добиться высот, оседают внизу. И таких людей большинство.  Само  собой,  это  «серое» большинство согласно на жизнь  при  утопии.  Люди  же  достигшие  чего-то  в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как . В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не  позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме  того,  даже  законопослушные граждане вовсе не равны  между  собой,  как  это  пропагандируется.  Женщины должны слушать мужей, дети – родителей.

Кроме того, и  на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть  –  это люди, наделенные полномочиями решать  судьбы  других.  И  пусть  эта  власть меняется каждый год, как у  Мора.  И  люди,  стоящие  у  власти,  по  своему статусу не ниже, чем  остальные.  Хотя  бы  потому,  что  они  работают  над законами, а не на сельском поле.

Информация о работе Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы