Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:41, курсовая работа
Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humana). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности.
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т.Кампанеллы»
§ 1 Создание «Утопии» Т. Мором и «Города Солнца» Т. Капанеллой……………………………………………………………6
§ 2 Социальное равенство и рабство
§ 3 Семья
§ 4 Экономика
§ 5 Управление и власть
§ 6 Религия
§ 7 Оценка утопических проектор Т. Мора и Т. Кампанелла
Заключение…………………………………………………..
Список использованной литературы
И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.
Таким было эстетическое влияние утопий, - оно нигде и везде. Трудно обнаружить его отдельные проявления, но в любом высокохудожественном произведении искусства и литературы есть частичка утопии - мечта о совершенной человечности.
Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа общественного устройства, «какое по праву может называться государством».
Общество утопийцев – общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли13.
Поэтому следует признать, что те модели развития общества, которые нам предложили Мор и Кампанелла, казались идеальными лишь в XVI -XVII веках. В дальнейшем, с возрастанием внимания к личности, они потеряли всякий смысл реализации, ибо если и строить общество будущего, то это должно быть общество индивидуальностей, общество сильных личностей, а не посредственностей.
5. Заключение
В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные черты сходства. После бурного развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой страной Европы, и передовой не только в экономике, наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке Средиземного моря привели к перемещению основных торговых путей и жестокому экономическому кризису. Как в Англии во времена «огораживании», хотя и по другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников мануфактур – не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества.
Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность людей пауки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции.
И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле гибельных обстоятельств, был неизбежен.
Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой вклад в развитие литературы не столько своими суждениями, сколько глубоким эстетическим смыслом своих утопий. Они предложили новый государственный строй, строй всеобщего равенства. Правда, подобные идеи существовали еще с античности (напр. Платон14), Мор и Кампанелла же развили их и адаптировали к реалиям нового времени. «Я считаю, - писал Томас Мор в «Утопии», что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира15». На место религиозного идеала пассивности и смирения вместе с утопическим социализмом приходит новый идеал человека, который совершенствует себя и исправляет окружающий мир.
Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство будущего должно рисоваться одинаковым, но в действительности этого никогда не было и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек.
Любая утопия, делая людей принудительно равными, отрицает возможность сделать их счастливыми. Ведь счастливый человек – это человек, чувствующий себя в чем-то лучшим, в чем-то превосходящим остальных. Он может быть богаче, умнее, красивее, добрее. Утописты же отрицают любую возможность для такого человека выделиться. Он должен одеваться как все, учиться как все, иметь ровно столько имущества, сколько и все остальные.
Но ведь человек по своей природе стремится быть лучше других. Что делать? Социалисты-утописты предлагали карать любое отклонение от заданной государством нормы, параллельно пытаясь изменить менталитет человека. Сделать его неамбициозным, послушным роботом, винтиком системы. Возможно ли это? Вероятно, да. Но для этого нужно много времени и полный информационный вакуум – только государственная пропаганда. Для этого нужен железный занавес, который бы огородил страну от внешнего мира, а ее жителей от возможности познать радость свободы. Но полностью изолировать людей от внешнего мира невозможно. Всегда найдутся те, которые хоть краем глаза познают радость свободы. И загнать таких людей в рамки тоталитарного подавления индивидуальности станет больше невозможно. И в конечном итоге именно такие люди, познавшие радость делать то, что они хотят, обрушат всю систему.
6. Список использованной литературы:
1 Статья Л. Воробьева «Утопия и действительность».
2 Wikipedia (Википедия - свободная энциклопедия).
4 История политический правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
5 История политический правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.
6 Мор Т. Утопия. - М., 1978. (стр.162)
7 Мор Т. Утопия. М., 1978. – С. 199.
8 Wikipedia (Википедия - свободная энциклопедия).
9 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980.
10 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. (стр.33)
11 Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980. (стр.34)
12 Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально- экономической литературы, 1958. (стр.121)
13 Антология мировой политической мысли. В 5т. Т. 1 – М.: Мысль, 1997.
14 История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия. Составитель: М.Н. Грачев.
15 Мор Т. Утопия. М., 1978.