Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:31, реферат
Законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы - законов. Законодательный процесс можно определить как нормативно установленный порядок создания (производства) законов. При нестрогом толковании законодательный процесс - это и сама процедурно оформленная деятельность по созданию законов. Иногда законодательный процесс именуют еще процессом принятия законов, разумея под принятием закона не только положительное голосование законотворческого органа по законопроекту как итог его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления в силу.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Сущность законодательного процесса и его стадий…………..4
Глава 2. Стадии законодательного процесса…………………………….9
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………20
Заключение
В настоящей работе были рассмотрены вопросы, связанные с законодательным процессом в России и его стадиями. В главе 1 автором были изложены понятия законодательного процесса и его стадий. Исходя из указанных определений, можно дать следующее краткое понятие законодательного процесса. Законодательный процесс, по мнению автора, представляет собой формализованную и регламентированную совокупность действий уполномоченных органов и должностных лиц по созданию, принятию, утверждению и обнародованию законов. Процедура принятия иных нормативных правовых актов, не являющихся законами, т.е. нормативными правовыми актами, обладающими высшей юридической силой, называется, по нашему мнению, правотворчеством в узком смысле этого слова. Эти понятия следует разграничивать.
Автор работы детально исследовал процедуру законотворчества.
Что касается стадий законодательного процесса, то следует выделять обязательные и дополнительные стадии. Основные стадии должен пройти каждый законопроект, начиная с момента выдвижения законодательной инициативы в комитетах или комиссиях Государственной Думы ФС РФ, занимающимися различными сферами общественной жизни и непосредственной материализации законопроекта (его написание). Далее наступает стадия принятия законопроекта в Думе, состоящая из его изложения субъектом (субъектами) законодательной инициативы (авторами), обсуждения его депутатами в нескольких чтениях и голосования.
При отклонении законопроекта в Государственной Думе - он направляется в профильную комиссию (комитет) для доработки, при успешном исполнении которой процедура может повториться. При положительном голосовании (принятии законопроекта) в Государственной Думе - проект закона направляется в Совет Федерации ФС РФ, где он утверждается членами от различных субъектов Российской Федерации, обеспечивая тем самым прямую реализацию принципа федерализма как структурного элемента правового государства.
Принятый Советом Федерации федеральный закон в соответствии с п. 1 ст. 107 Конституции РФ в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Свою функцию Президент обязан исполнить в 14-дневный срок. Федеральный закон публикуется в официальных федеральных периодических печатных изданиях и вступает в законную силу по истечении 10 дней после дня их опубликования. Иной порядок, конечно же, может быть регламентирован в тексте самого закона или сопровождающего его закона (закона о вступлении в силу основного ФЗ).
Это общая схема законодательного процесса.
Необходимость рассмотрения второй группы стадий предопределена возникающими в процессе законотворчества разногласиями между отдельными его участниками, что однозначно осложняет ход законодательного процесса.
Примерами таких отклонений от общей схемы могут служить: рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий, повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации, повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ и повторное рассмотрение Советом Федерации законом, отклоненных Президентом РФ.
Каждая из таких стадий имеет свою регламентацию, а их наличие говорит о функционировании системы контроля за правильностью принятия законов и отбрасыванию тех законопроектов, которые по тем или иным причинам не имеют права на существование. Так, могут быть отклонены законопроекты, требующие сверхфинансирования, законопроекты, не являющиеся актуальными на текущий период времени и т.п., а законопроекты, в тексте которых были допущены неточности или просчеты, надлежащим образом корректируются и дополняются.
Существование абсолютно эффективной системы законодательного процесса позволило бы добиться настолько совершенных регуляторов общественных отношений, что воплотило бы в жизнь принцип идеальных законности и правопорядка. Указанные правовые регуляторы формировали бы общественное правосознание и правомерное поведение так, способствуя сплочению гражданского общества и процветанию правового государства.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ ). Москва: Проспект, 2013
2.Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2010. - 784 с.
3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. М.Н. Марченко. Том 2. - М: ИКД Зерцало-М, 2009. - 478 с.
4. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2010. - 346 с.
5. Кузякин, Д.А. Федеральные законы: проблемы вступления в силу // Журнал российского права. - 2005. - № 10. - С. 141-145.
6. Толстой, Ю.К. Проблемы разграничений полномочий Российской Федерации и её субъектов в сфере законодательной деятельности // Журнал российского права. - 2008. - № 12. - С. 66-69.