Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель данной работы состоит в исследовании понятия «федерация» и в рассмотрении особенностей федеративного устройства России по Конституции 1993 года.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические основы федерации, как формы государственного устройства;
– проанализировать принципы и особенности федеративного устройства Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I
1.Становление и развитие Российской Федерации……………………………..4
2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации…………………5
Глава II
3.Понятие и виды форм государственного устройства……………………….14
4. Принципы и особенности федеративного устройства России……………..18
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………35
Научные монографии………………………………………………………….36
Статьи из периодических изданий……………………………………………36
Научная учебная литература……………………………………………………36
Объектами, составляющими основу национального богатства, являются ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и 3морской экономической зоны Российской Федерации; охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Существует Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, состав которого определяется Президентом России. Например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. "О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации" в этот свод входят: Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург); Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" (Спасо-Кижский погост, Республика Карелия); Госфильмофонд Российской Федерации (Московская область); Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная поляна" (Тульская область); Жостовская ордена "Знак Почета" фабрика декоративной росписи (Жостовский промысел, Московская область); Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург); Российский государственный архив древних актов (г. Москва).
К объектам, необходимым
для функционирования федеральных
органов государственной власти
и решения общероссийских задач,
относятся государственная
В число этих объектов включены
также высшие учебные заведения,
научно-исследовательские
К объектам оборонного производства
относятся все предприятия, производящие
системы и элементы вооружения, взрывчатые
и отравляющие вещества, расщепляющиеся
и радиоактивные материалы, ракетные
носители, космические и летательные
аппараты, военное снаряжение, предприятия
и объекты, обеспечивающие обслуживание,
запуск и сопровождение космических
аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Объектами отраслей, обеспечивающих
жизнедеятельность народного
В число объектов, относящихся
исключительно к федеральной
собственности, входят также предприятия
фармацевтической промышленности,--промышленност
Постановление определяет круг
объектов, относящихся к федеральной
собственности, которые могут передаваться
в государственную
Глава II. 3. Понятие и виды форм государственного устройства
Под--формой--государственного-
Существуют две основные
формы государственного устройства:
унитарная и федеративная. Унитарное
государство – единое, слитное
государство, состоящее в своей
основе из административно-
Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:
– единая конституция;
– единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
- единое гражданство;
- единая система права;5
- территория
унитарного государства
Федеративное государство – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач. В теории различают автономную и союзную (договорную) федерацию.
Федеративная природа
ряда государств обусловлена в первую
очередь многонациональным
Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором – субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.
В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с6высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.
Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.
Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.
По конституции Российской Федерации выделяются несколько основополагающих принципов федеративного государства. Это верховенство Конституции и федеральных законов, равноправие субъектов федерации, государственная целостность, единство системы государственной власти, Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и право, подразумевающие равноправие и самоопределение народов.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Верховенство Конституции
и федеральных законов. В соответствии
с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция
Российской Федерации и федеральные
законы имеют верховенство на всей
территории Российской Федерации». Верховенство
федеральной Конституции и
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.
В части 1 статьи 76 говорится,
что «по предметам ведения
Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Часть 5 статьи 76 Конституции РФ устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Информация о работе Становление и развитие Российской Федерации