Субъекты права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описание сущности понятия и видов субъектов права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
показывается общая характеристика субъектов права;
описывается правовой статус граждан как субъектов права;
рассматриваются юридические лица как субъекты права;
описываются государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая тгп.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль в правоотношениях, связанных с миграцией граждан, играют подразделения федеральной миграционной службы (ФМС). При этом одной из основных функций подразделения по делам миграции является обеспечение применения в соответствии с российским законодательством порядка предоставления статуса беженца или вынужденного переселенца.

Актами гражданского состояния  признаются юридические факты, которые согласно закону подлежат регистрации в органах ЗАГС. Акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.12 Ст. 47 Гражданского кодекса содержит исчерпывающий перечень актов гражданского состояния, в который вошли такие события, как рождение и смерть, и такие действия, как заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени. Целью государственной регистрации этих юридических фактов является установление бесспорного доказательства того, что указанные события и действия имели место, а также того, когда они произошли, т.к. с подобными юридическими фактами связано правовое положение гражданина в обществе.

 

 

3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА

 

 

 

Наряду с физическими лицами субъектами права являются юридические лица: организации, учреждения и предприятия и т.д.

Гражданское законодательство (гл. 4 ГК РФ) раскрывает понятие юридического лица, дает характеристику и указывает  его признаки. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [2, с-63].

Традиционно выделяют 4 признака юридического лица:

    1. имущественная самостоятельность;
    2. организационное единство;
    3. самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам;
    4. выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.13

Имущественная самостоятельность подразумевает наличие своего обособленного от других лиц имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, которым оно участвует в гражданских правоотношениях.

Организационное единство – организация юридического лица как единого целого с определенной внутренней структурой управления.

Самостоятельная имущественная ответственность – юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные    неимущественные права и несет обязанности, а также самостоятельно выступает в роли истца и ответчика в суде [14, с-34].

Юридические лица равноправны между собой, подлежат обязательной государственной регистрации, действуют на основе устава, либо учредительного договора, либо на основе того и другого.14

Юридические лица могут создаваться:

    • государством и его субъектами;
    • органами местного самоуправления;
    • физическими лицами (отдельными гражданами или группой граждан);
    • юридическими лицами (общественными и коммерческими организациями) [14, с-36].

Говоря о признаках юридического лица, нельзя не остановиться на средствах индивидуализации юридических лиц – способах, позволяющих выделить конкретное юридическое лицо из множества других. К ним относятся:

    1. наименование - включает в себя указание на организационно-правовую форму и характер деятельности, а также фирменное наименование, зарегистрированное в установленном порядке;
    2. место нахождения - определяется местом государственной регистрации юридического лица, если иное не установлено его учредительными документами. Исходя из места регистрации, определяются место исполнения обязательств юридического лица, подсудность споров и др.;
    3. средства индивидуализации товаров и услуг – к ним относятся товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара.

Правоспособность юридического лица – способность юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей. Правоспособность юридического лица совпадает с его дееспособностью, она возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.15

Объем правоспособности и дееспособности юридического лица связан с его организационно-правовой формой  и целями создания.

Законодательство различает два вида правоспособности юридических лиц:

    1. общая правоспособность – осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законом;
    2. специальная правоспособность – осуществление деятельности в соответствии с видами деятельности и целями, которые указаны в учредительных документах, или деятельности, осуществление которой возможно при наличии специального разрешения государства (например, лицензия).

Из характеристики видов правоспособности можно сделать вывод о том, что ограничение правоспособности возможно по следующим основаниям:

    • по закону – когда прямо указано, какими видами деятельности может заниматься юридическое лицо;
    • лицензирование – лицо может заниматься только деятельностью, которая предусмотрена лицензией;
    • самоограничение – сфера правоспособности ограничена деятельностью, указанной в учредительных документах юридического лица [14, с-41].

Гражданский кодекс классифицирует юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ст. 50 Гражданского кодекса, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) [2, с-54].

Распространенной является классификация юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы (рис. 3):




 













 


 

 

Рисунок 3

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

 Унитарные предприятия, а также  другие коммерческие организации, в отношении которых законом  предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными.

 Сделки, совершенные иными коммерческими  организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 Гражданского кодекса [15, с-11].

Прекращение юридического лица возможно по двум основаниям:

    1. распорядительный (по решению учредителей или собственника, компетентного государственного органа или суда);
    2. добровольный (по инициативе органа юридического лица, уполномоченного учредителями).

Прекращение юридического лица возможно двумя формами:

    1. ликвидация – прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей (в порядке правопреемства) к другим лицам.16 Оставшееся имущество распределяется между учредителями (участниками), либо передается собственнику, либо передается на цели, определенные учредительными документами;
    2. реорганизация – прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства.17

Ст. 57 Гражданского кодекса различает пять видов реорганизации юридического лица:

    • слияние - два и более юридических лиц превращаются в одно;
    • присоединение - одно или несколько лиц присоединяются к другому;
    • разделение - одно юридическое лицо делится на два или более;
    • выделение - из состава юридического лица выделяются одно или несколько других, при этом первое продолжает существовать;
    • преобразование - юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда [2, с-46].

В случае реорганизации юридического лица его права и обязанности в соответствии с законодательством могут переходить к другим лицам. В законодательстве это называется правопреемство. Правопреемство может осуществляться в силу закона, договора  или других юридических оснований. В гражданском праве правопреемство имеет место в основном в отношении имущественных прав и обязанностей, но возможно правопреемство и некоторых неимущественных прав (фирменное наименование или из патента на изобретение).

Различают правопреемство:

    • общее (универсальное) – к правопреемнику переходит  определенная совокупность прав и обязанностей или все права и обязанности в случае слияния;
    • частное (сингулярное) - к правопреемнику переходят  только отдельные права. В виде исключения это возможно при реорганизации [14, с-55].

 

4. ГОСУДАРСТВО И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА

 

 

 

Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах права. Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Признание государства субъектом гражданского права зафиксировано в ст. 2 Гражданского кодекса, где указывается, что в регулируемых гражданским законодательством отношениях наряду с гражданами и юридическими лицами могут участвовать также Российская Федерация и субъекты Российской Федерации [2, с-23]. Следовательно, государство должно обладать качествами, которые позволят ему быть участником гражданского правоотношения и совокупность которых обозначается понятием «гражданская правосубъектность». Однако правосубъектность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов права. Перечислим основные свойства государства, превращающие его в особый субъект правоотношений:

    1. государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;
    2. государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны;
    3. государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения;
    4. государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника правовых отношений, но даже то, что указано, позволяет говорить об особом положении государства в праве.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство может рассматриваться как единый субъект права. В то же время Российская Федерация является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уровней — Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.).

Информация о работе Субъекты права