Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:00, курсовая работа
Целью данной работы является описание сущности понятия и видов субъектов права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
показывается общая характеристика субъектов права;
описывается правовой статус граждан как субъектов права;
рассматриваются юридические лица как субъекты права;
описываются государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права.
Подобная многоуровневость должна учитываться при анализе правосубъектности государства и государственных (муниципальных) образований. В целом гражданское законодательство исходит из того, что участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах. Имеются, однако, и различия. Поэтому в дальнейшем сказанное о государстве распространяется на все государственные (муниципальные) образования, если иное особо не оговорено.18
В связи с особым положением государства как субъекта права возникают две противоположные тенденции. С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой — использование этих полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло. Первая тенденция отражена в Гражданском кодексе в качестве общего принципа. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса, государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. Иными словами, оно заранее отказывается от своего особого положения как суверена в частно-правовых отношениях. И, тем не менее, во многих других нормах Гражданского кодекса и в иных правовых актах полномочия государства по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно широки.
Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то — уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.
Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.19
Много проблем, теоретических и практических, возникает в связи с исследованием категории гражданской дееспособности государства. Такие предпосылки гражданской дееспособности, как сделкоспособность и деликтоспособность, присущи только человеку, поскольку в них проявляется способность формировать волю и осознавать вину. Сделки с участием государства осуществляются посредством уполномоченных на то лиц, например:
У государства в целом отсутствует сделкоспособность, которая присуща лишь таким субъектам, как лица. Однако это не является основанием для отрицания дееспособности государства, ибо оно способно к правомерным волевым действиям, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей. Однако эти действия имеют иную форму - административного или правового акта, как ненормативного, так и нормативного, в том числе высшей юридической силы - закона.
Деликтоспособность государства как предпосылка его гражданской дееспособности формулируется в нормах об ответственности за вред, причиненный государственными органами, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК РФ), ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК РФ), а также иными законами.
Таким образом, можно сказать, что государство обладает гражданской дееспособностью, т.к. может реализовывать свои права непосредственно (лично), через органы государственной власти.
Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т.п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов:
Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородская территория города федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, казна и выборные органы местного самоуправления.20
Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. По сути, муниципальное образование выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Субъект права - одна из основополагающих категорий теории права, лежащая в основе другого важнейшего понятия правоотношения, и существование этих двух категорий неразрывно взаимосвязано.
Субъектами права выступают физические и юридические лица, а также государство и государственные образования, которые обладают принципиальными различиями. Перечень юридических лиц наиболее подвержен изменениям, поскольку определяется социально-политической и экономической ситуацией в стране, целями и задачами государственной политики и т.д. Однако, несмотря на различия в правовом положении, все перечисленные виды субъектов права в равной мере подчиняются общим требованиям действующего законодательства, реализующегося в конкретных правоотношениях.
Для того чтобы субъект права являлся таковым, необходимо наличие его правосубъектности, которая понимается как совокупность правоспособности и дееспособности. Сам факт признания за лицом правосубъектности и означает его признание в качестве субъекта права. В ходе работы были рассмотрены понятия правоспособности и дееспособности, а также основные аспекты правоспособности и дееспособности основных видов субъектов права.
Возвращаясь к поставленным во введении курсовой работы задачам, можно составить ряд заключительных выводов:
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены наиболее важные аспекты правового положения различных субъектов права; особенности, отличающие статус физических лиц от статуса юридических лиц, равно как и их всех от государства и государственных образований в качестве субъектов права.
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература:
Статьи из журналов:
Электронные ресурсы:
1 Попов С.Н. Правоведение: Учебное пособие / С.Н. Попов, Н.А. Ульянова. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. – 29 с.
2 Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М, 2003. - 526 с.
3 Сухарев А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М, 2003. - 472 с.
4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 2000. - 292 с.
5 Червонюк В.И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие для ВУЗов / под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. — М.: КолосС, 2003. — 274 с.