Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
- рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
- определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава1 Суверенитет государства……………………………………………………….5
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства…………..5
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом……………………………………………………………………………10
Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13
2.1 Народный суверенитет в России. Сущность и признаки……………………….13
2.2 Формы реализации суверенитета народа………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………………..27
Список используемых источников…………………………………………………….30
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Однако следует отметить
что, в многонациональных
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Итак, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
2.1 Народный суверенитет в России. Сущность и признаки
Конституция РФ закрепляет тезис о
том, что Россия является демократическим
государством (п.1 ст.1). Демократическое
государство характеризуется
Следует рассмотреть категорию народный суверенитет с позиции народовластия, поскольку эти понятия могут характеризоваться как тождественные. Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.
Представляется важным определить понятие "народ" с точки зрения конституционного права. В государственно-правовой литературе этот вопрос рассматривается с точки зрения того, из кого же состоит народ: из совокупности всех людей, проживающих в государстве; из совокупности граждан государства; из совокупности лиц, обладающих публично-правовой дееспособностью, т.е. реально осуществляющих свои политические права.
В отношении данного вопроса существуют два основных подхода. Согласно первому из них народ - публично-правовой субъект, состоящий из совокупности граждан.
Правосубъектность народа в этой связи предполагает в качестве своего исходного начала юридическую правосубъектность гражданина и состоит из совокупности воль всех граждан государства.
Согласно второму подходу народ - особый публично-правовой субъект, во многом идеальный, но, тем не менее, реально существующий. Он не может быть подменен правосубъектностью отдельных граждан, поскольку суверенитет относится к народу как к единому целому. А поскольку суверенитет, как и власть, принадлежит народу в целом, никакая часть народа не может быть носителем суверенитета и осуществлять государственную власть.
"Власть" представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательная для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону - гласит ч.4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа - ее единственного источника.
Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.
1) Верховенство народного
2) Неотчуждаемость суверенитета -
наиважнейший элемент его
3) Единство суверенитета
означает, что народ является
единственным источником
4) Полнота и неограниченность
суверенитета народа
Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской федерации верховным носителем всей власти. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам.
2.2 Формы реализации суверенитета народа
Конституция закрепляет
ряд институтов (форм) непосредственной
демократии, в том числе как
высшее непосредственное выражение
власти народа - референдум и свободные
выборы. К этим институтам относятся
также: собрания, митинги, шествия, демонстрации,
пикетирование, индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления. Народная
правотворческая инициатива на уровне
местного самоуправления (внесение местным
населением проектов правовых актов по
вопросам местного значения), народная
инициатива проведения референдумов,
народные обсуждения вопросов государственной
жизни, законопроектов. Институты прямой
демократии разнообразны. Среди них есть
способы принятия окончательных, общеобязательных
решений (выборы, референдум) и формы выражения
мнения (например, обсуждения проектов
законов, митинги), имеющие лишь совещательное,
консультативное значение, а не обязательное
для государственных органов, должностных
лиц, граждан. Посредством ряда форм свою
волю, мнение может выражать народ в целом
- это референдум РФ, всенародные выборы;
с помощью других форм - его часть, население
субъекта федерации, административно-
В системе институтов
непосредственной демократии важнейшее
место принадлежит выборам - форме
наиболее широкого участия граждан
в управлении государственными делами.
Посредством выборов
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъектов федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 года.
Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосударственного значения, затрагивающие интересы народа. На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные же Законом вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин РФ, достигший на день референдума РФ 18 лет. В то же время не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Референдум РФ проводится по инициативе:
- не менее двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме;
- Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.
Только эти субъекты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного количества граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в поддержку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопроса, выносимого на голосование, и собирает подписи граждан в количестве не менее двух миллионов (причем не более 10 процентов из этого числа должно приходится на один субъект федерации) в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписанные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию, которая направляет соответствующие документы со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституционных требований назначает референдум РФ.