Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью работы - рассмотреть суверенитет народа и формы его реализации.
Задачи:
- рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;
- определить проблемы суверенитета народа в федеративном государстве, рассмотреть формы реализации суверенитета.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава1 Суверенитет государства……………………………………………………….5
1.1 Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства…………..5
1.2 Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом……………………………………………………………………………10
Глава 2 Суверенитет народа и формы его реализации………………………………13
2.1 Народный суверенитет в России. Сущность и признаки……………………….13
2.2 Формы реализации суверенитета народа………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………..24
Глоссарий………………………………………………………………………………..27
Список используемых источников…………………………………………………….30
Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и другие) и участковые комиссии по проведению референдума.
Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участие в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня. Предшествующего дню проведения референдума; а также в предшествующий ему день агитация запрещается.
В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка, вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего - "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за", если же - против, то ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Обеспечивается тайна голосования. Определяет результаты референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 года приняло участие 58,1 млн. человек - 54,8 % всех зарегистрированных избирателей, которых насчиталось 106,1 млн.; при этом "за" проголосовало 32,9 млн. человек - 58,4 % от числа проголосовавших действительными бюллетенями.)
Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 года - по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 года - по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 года - о принятии новой Конституции РФ.
Референдумы могут также проводиться в субъектах
федерации, а административно-
Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Именно через них народ повседневно осуществляет государственную власть, управление государственными и общественными делами. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими сами органы государственной власти (президенты, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.)
Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласно, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также - что особенно важно - представительные органы государственной власти. Они - связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы. Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей - депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы его субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.
Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента - действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.
Еще одна форма осуществления народовластия - органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением - составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне - выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.
Все рассмотренные главные
организационно-правовые формы осуществления
народовластия взаимосвязаны, должны
служить реализации суверенитета народа
- единого и единственного
В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.
Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне организации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялось бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство - политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия.
В осуществлении власти участвуют также другие организации - политические партии, иные общественные объединения.
Все упомянутые организации,
демократические институты
Политическая система - сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство - это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации - лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.
Итак, в структуру политической
системы, которая охватывает разнообразные
государственные и негосударств
Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Суверенитет как правовое
явление представляет собой верховенство
и независимость публичной
Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права.
При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа.
Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.
Под национальным суверенитетом
понимается верховное право нации
на самоопределение, т.е. право определять
свою судьбу, самостоятельно избирать
ту или иную форму национально-
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Действующая Конституция РФ устанавливает две главные формы осуществления народом власти, в зависимости от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и представительную - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Однако содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного управления делами государства со стороны всей социальной общности. Поэтому причастность каждого гражданина как субъекта народного суверенитета к управлению делами государства может быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании иных механизмов непосредственной демократии. Управление же общественными и государственными процессами, осуществляемое через представительную власть не исключает возможности искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут не получить своего представительства в деятельности законодательных органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение в принимаемых законах. Выходом является сочетание двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм осуществления власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять преимущества непосредственного и представительного правления и способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
"Власть" |
возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других |
2 |
Единство государственной власти |
существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства |
3 |
Народ |
публично-правовой субъект, состоящий из совокупности граждан. |
4 |
Народный суверенитет |
верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. |
5 |
Национальный суверенитет |
верховное право нации на самоопределение. |
6 |
Непосредственная демократия |
прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное р6ешение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. |
7 |
Политическая система |
комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, |
8 |
Референдум Российской Федерации |
всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. |
9 |
Суверенитет |
верховная власть |
10 |
Суверенитет государства |
свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). |