Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
Дать определение понятию суверенитет и рассмотреть концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета.
Рассмотреть признаки суверенитета как правовой категории.
Рассмотреть проблемы суверенитета на современном этапе.
Введение ………………………………………………………………………………
3
1. Понятие суверенитета и его признаки..................................................................
5
1.1
Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета....................................................................................................
5
1.2
Сущностные признаки суверенитета как правовой категории ...................
10
2 Суверенитет государства в современном мире......................................................
16
2.1
Суверенитет государства и глобализация.....................................................
16
2.2
Россия - субъект государственного суверенитета........................................
21
Заключение ……………………………………………………………………………
28
Глоссарий ……………………………………………………………………………..
30
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Челябинский, Чебаркульский ЦД |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Суверенитет государства в современных условиях |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение ……………………………………………………………………………… |
3 | |
1. Понятие суверенитета и его
признаки...................... |
5 | |
1.1 |
Концептуальное оформление представлений
о сущности и содержании суверенитета.................. |
5 |
1.2 |
Сущностные признаки суверенитета как правовой категории ................... |
10 |
2 Суверенитет государства
в современном мире.......................... |
16 | |
2.1 |
Суверенитет государства и глобализация.................. |
16 |
2.2 |
Россия - субъект государственного суверенитета.................. |
21 |
Заключение …………………………………………………………………………… |
28 | |
Глоссарий ……………………………………………………………………………. |
30 | |
Список использованных источников……………………………………………….. |
32 | |
Список сокращений.................... |
33 | |
Приложение А………………………………………………………………………. |
34 |
Тема суверенитета вряд ли когда-нибудь утратит свою актуальность, поскольку стремление одних сообществ людей подчинить своей власти другие с развитием цивилизации не исчезает, принимая лишь новые, иногда более «цивилизованные», а иногда и нет, формы.
Суверенитет, как историческая категория, возник на определенном этапе развития человечества и при изменении исторических условий, как свойство государства, может появляться и изменяться вплоть до полного его исчезновения. Для выяснения содержания суверенитета более, чем для других понятий права, необходимо исследовать его историческое развитие. Явление суверенитета имеет длинную историю, которая начинается со времен Аристотеля, включает труды мыслителей и философов разных стран, изменения связанные с революциями во Франции, Северной Америке. Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере государственной жизни – отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. Суверенитет продолжает преобразовываться в связи с современными глобальными преобразованиями, которые вносят новые элементы в это важное качество государства.
С начала прошлого века классическая теория суверенитета стала подвергаться пересмотру. Постоянно растет число экспертов и специалистов, упорно добивающихся, под предлогом «вызовов глобализации, сдерживания «государств-изгоев» видоизменить понятие «суверенитет», а то и полностью отказаться от этого «пережитка вестфальской эры». В середине XX в. на Западе начали разрабатываться концепции «ограниченного», «относительного», «функционального» суверенитета, теории «эффективности» в сфере осуществления суверенитета, и, что опаснее всего — в области носителя суверенитета. Глобализация и интеграция, рост влияния международных институтов, распад суверенных государств, образование новых, подчас квазигосударств, в последние десятилетия подталкивают к различному толкованию понятия «суверенитет», к утверждениям о том, что он «отжил свое», и даже о его «вредности» для сохранения мира и стабильности.
Многие авторы предрекают закат «государственного суверенитета», вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и др. Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы «сдержек и противовесов», призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства. Некоторые российские исследователи справедливо отмечают, что к сегодняшнему дню «теоретические споры вокруг проблемы суверенитета давно уже стали ключевым инструментом политического противоборства».
Изучение государственного суверенитета имеет не только теоретическое значение, но и приобретает непосредственное государственно-политическое звучание в эпоху глобализации. В современных условиях становится необходимым определенное переосмысление понятия «суверенитет», который является качественной характеристикой государства, как в связи с изменениями во внутренней жизни нашей страны, так и с процессами, происходящими в мире, прежде всего, глобализацией.
Целью данной курсовой работы – определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
1.1 Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета
«Суверенитет», от немецкого - верховенство и независимость власти, термин производный от латинского слова «superus» - высший.1
По выражению К.В. Арановского, «суверенитет есть правовая основа бытия государства как юридически значимой единицы».2 О.О. Эхельман говорил об обязанности государств «не нарушать прав суверенитета других и строго охранять суверенитет».3 Суверенитет является для государств тем же условием, критерием формального равенства, что и право для людей. В мировых энциклопедиях суверенитет определяется по-разному: как «концепция абсолютной и неограниченной власти в государстве», как «верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе», как «теория, которая заявляет, что в каждой системе управления должна быть некая абсолютная власть лица или органа, призванная решать и быть способной выполнять решения».4
Понимание сущности
Другие авторы исходят из того, что государственный суверенитет возникает одновременно с образованием первых независимых государств и появлением органов государственной власти.
В IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель рассматривал понятие аватарки, то есть самоудовлетворенности как основного свойства и признака государства. Суть аватарки заключалась, по его мнению, в том что государство, в отличие от всех других субъектов, не имеет, да и не может иметь над собой никакой власти, и оно все свои полномочия реализует самостоятельно. Рассматривая выдвинутое Аристотелем понятие аватарки, надо учитывать, что оно сложилось в конкретных условиях Древней Греции, в которой в то время одной из форм организации общества были полисы, то есть своего рода города-государства, слабо связанные друг с другом и не зависящие друг от друга. Таким образом, практически каждому отдельному государству-полису не противостояло никакой другой власти. Некоторые авторы считают, что Аристотель и Цицерон выдвигали принцип суверенитета, «не зная этого термина».
Американский ученый П. Райзенберг, изучав «практическое и теоретическое влияние идеи неотъемлемости (inalienability) суверенитета» на развитие монархий, приходит к мнению о том, что уже в XIII в. римские и канонические юристы развили идею cyвepeнитeтa.5 Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения представителя средневековой теологии Фомы Аквинского (1225-1274). Используя положения Аристотеля и ряда других античных мыслителей, Фома Аквинский проводит различие между абсолютной монархией и политической монархией. Он противопоставляет монархию (и абсолютную, и политическую) тирании и признает право народа (с согласия церкви) на насильственное свержение тиранической власти. В этом признаваемом Фомой Аквинским (с определенными церковно-религиозными оговорками и условиями) праве народа на восстание против тирании присутствует (хотя и в теологически приглушенной форме) идея народного суверенитета.
В своем светском учении о государстве и праве Марсилий Падуанский (1275-1343) признавал необходимость существования в обществе воли, которая должна участвовать в принятии общих решений (позитивных законов) и контролировать исполнение принятых решений. Народ, согласно Марсилию, — это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. На идею народного суверенитета опирается и выдвинутый Марсилием демократический принцип выборности всех должностных лиц и государственных институтов, включая и монарха.
Пожалуй, наиболее последовательно абсолютистское понимание суверенитета мы находим у Никколо Макиавелли (1469-1527), который фактически раскрыл подлинные основы «реалистической» политики государей, усиливающих и расширяющих свою власть всеми средствами, «дозволенными» и «недозволенными». Сильное государство, по Н. Макиавелли, — это, по сути, абсолютное, централизованное государство, неразрывно связанное с личностью государя.6
Н. Макиавелли не проводит четкого разграничения между государем и государством. С целью максимальной реализации государственных интересов он наделяет своего государя, по сути, верховной, суверенной государственной властью. Жизнеспособное государство, по Н. Макиавелли, — это государство, в котором реально обеспечивается неограниченная власть монарха (суверена), при этом абсолютная власть суверена и государственный суверенитет рассматриваются как тождественные понятия. В сочинении «Государь» Н. Макиавелли термин «суверенитет» не употребляет, но его идеи легли в основу абсолютистского учения о государственном суверенитете. Как отмечает ИД Левин, «без Н. Макиавелли не было бы и Ж. Бодена».
Первым ввел в политико-правовой оборот термин «суверенитет» французский философ и юрист Жан Боден (1530-1596). Он впервые сформулировал ставшее классическим понятие суверенитета: «Суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства».7
В работе «Шесть книг о республике» Ж. Боден определил государство как субъект, обладающий суверенитетом, то есть «абсолютной, не связанной никакими законами властью над подданными», а значит, в первую очередь и над феодалами, которые к этому времени еще продолжали претендовать на власть наряду с монархом. Понятие суверенитета, сформулированное Ж. Боденом, стало основой теории государства Нового времени. Суверенитет для мыслителя — не просто атрибут государя, но сама субстанция, само определение государства. [10, С. 13]
Рассматривая логику становления понятия суверенитета, следует иметь в виду, что процесс укрепления власти монарха логически оказался связанным с идеей, что объединенный в государстве народ нуждается в суверенной власти.
Эта идея нашла яркое выражение в работах Томаса Гоббса (1588—1679), написанных менее чем через столетие после появления трудов Ж. Бодена. В частности, в книге «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» Т. Гоббса государство уже стало рассматриваться как результат договора между людьми, как проявление действия «естественного закона», положившего конец периоду до образования государств, когда была естественна «война всех против всех». Тем самым в понятие суверенитета были внесены элементы, свойственные демократии, а именно положено начало развитию понятия суверенитета народа. Т. Гоббс положил начало рассмотрению государственного суверенитета как источника и основания любой государственной власти.
Однако идеи Т. Гоббса долгое время не находили последователей в юридической науке. Мысль о связывании государства определенными законами, направленными на защиту прав граждан, в те годы, да и многие последующие годы, не могла стать господствующей ни в теории суверенитета, ни тем более в практике государственной власти.8
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях