Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.
Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147
Ill
Пункт 17.1. Пекинских правил гласит:
При выборе мер воздействия компетентный орган должен руководствоваться следующими принципами:
a) меры воздействия всегда должны быть
соизмеримы не только с
обстоятельствами и тяжестью правонарушения,
но и с положением и
потребностями несовершеннолетнего, а
также с потребностями общества;
b) решения об ограничении личной свободы
несовершеннолетнего должны
приниматься только после тщательного
рассмотрения вопроса, и ограничение
должно быть по возможности сведено до
минимума;
Непреложным принципом международного уголовного права является то, что ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится.
Международное сообщество выработало два основных критерия ограничения применения в отношении несовершеннолетних лишения свободы. Согласно первому критерию оно должно применяться в качестве крайней меры воздействия. Согласно второму критерию оно должно применяться в течение минимально необходимого периода времени. Согласуясь с Резолюцией 8 шестого Конгресса Организации Объединенных Наций, подпункт "Ь" правила 17.1 способствует максимально широкому применению альтернатив заключению, учитывая необходимость удовлетворения конкретных потребностей молодежи. Поэтому, в соответствии с международными требованиями, следует полностью использовать весь диапазон существующих
112
альтернативных мер и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества.
Пекинские правила приоритетным считают избрание мер пресечения, не связанных с заключением под стражу и альтернативных ему (например, постоянный надзор, активная воспитательная работа, передача на воспитание, помещение в воспитательное заведение, финансовые наказания, компенсация и реституция; участие в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях и др.). Такой подход обусловлен в первую очередь целью ювенального правосудия - обеспечение благополучия несовершеннолетнего, ведь современная прогрессивная криминология выступает за предпочтительное использование мер, не предусматривающих содержания в исправительных учреждениях. Установлено, что в лучшем случае имеется незначительная разница в результатах, достигнутых посредством содержания в исправительных учреждениях по сравнению с результатами, достигнутыми без применения этой меры. Многочисленные неблагоприятные последствия для личности, которые являются неизбежными при любом помещении в исправительное учреждение, несомненно, не могут быть компенсированы исправительной работой. Это справедливо в отношении несовершеннолетних, которые особенно подвержены отрицательному воздействию. Кроме того, негативные последствия, связанные не только с лишением свободы, но и с изоляцией от общества, сказываются на несовершеннолетнем в большей степени, чем на взрослом, поскольку они касаются личности на начальной стадии её развития.
В России по состоянию на 1 ноября 2008 г. в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних (из них три для девочек) содержалось 8,8 тыс. человек143. Из них по данным Федеральной службы исполнения наказаний около 40 % осуждены за кражу, 14 % - за грабеж, 13 % - за разбой, 7 % - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 5 % - за убийство,
http://www.fsin.su
113
5 % - за изнасилование, 3 % - за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, 10%- за совершение иных преступлений144. Видим, что за тяжкие преступления (убийство, разбой, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование) осуждены к лишению свободы 25% осужденных несовершеннолетних. 57% осуждены к лишению свободы за корыстные преступления (кража, грабеж, неправомерное завладение автомобилем), что на наш взгляд не согласуется с требованиями применения к несовершеннолетним преступникам наказания, не связанного с лишением свободы, установленными Пекинскими правилами и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, где прямо указано, что суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение. При этом суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ14э.
В этой связи появилась новая рекомендация Верховного Суда: п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» предусматривает, что при условном осуждении несовершеннолетнего помимо обязанностей, которые могут быть возложены на него в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд при наличии к тому оснований вправе обязать осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в специальных учреждениях .
Там же
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 5.
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 1.
114
Это тем более важно, что российский законодатель в Уголовном Кодексе РФ 1996 г. уделил определенное внимание созданию такой системы наказания, которая могла бы позволить дифференцированно, с учетом личности подростка и обстоятельств дела назначить несовершеннолетним преступникам справедливое наказание, в том числе и не связанное с лишением свободы.
Всего УК РФ в ст. 88 предусматривает для несовершеннолетних шесть из 12 имеющихся видов наказаний:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
В первую очередь предусмотрена возможность достижения целей наказания применением имущественной санкции. Однако, по мнению ряда ученых, действующее положение о назначении штрафа несовершеннолетним находится в логическом и сущностном противоречии с принципами уголовного законодательства, и в первую очередь с принципом вины (ст. 5 УК). Вопреки названному принципу в законе предусмотрена возможность взыскания штрафа с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего с их согласия. Обоснованно можем предположить, что увеличение количества приговоров с назначением штрафа в судебной практике в последние три года объясняется согласием родителей «понести справедливое наказание» за преступления, совершенные их детьми. Таким образом, воспитательное и предупредительное значение штрафа в отношении несовершеннолетних сведено к нулю. Присоединяемся к мнению ученых, полагающих в корне неверным назначение подростку наказания в виде штрафа, если он не имеет
115
самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложено взыскание147.
Обязательные работы назначаются несовершеннолетним на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для него, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
М.И. Кольцов предлагает в качестве альтернативы наказаниям, не связанным с лишением свободы, ввести новый вид наказания - домашний надзор, который может назначаться несовершеннолетним осужденным с согласия их родителей или лиц, их заменяющих, на срок от шести месяцев до одного года. Сущность домашнего надзора заключается в том, что несовершеннолетний не может находиться в общественных местах вне дома без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих, за исключением помещений учебных и медицинских учреждений, а также места работы. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к домашнему надзору, суд может заменить ему неотбытое наказание лишением свободы из расчета два дня домашнего надзора за один день лишения свободы. Хотя, по мнению М.И. Кольцова, весьма затруднительно обеспечить соблюдение режима домашнего надзора правонарушителей при помощи
Корецкий А.Д. Имущественная ответственность несовершеннолетних за совершенные правонарушения // Материалы межвузовской НПК "Преступность и профилактика девиантного поведения молодежи". Ростов-на-Дону, 1996. С. 19-20; Лопашенко Н.А. Современная законопроектная работа в области реформации уголовного законодательства: состояние и тенденции // Материалы межвузовской НПК "Актуальные проблемы юридической ответственности" (24 - 25 апреля 2003 г.). Тольятти, 2003. С. 131.
116
средств электронного контроля, но решить эту задачу путем проверок сотрудниками милиции места жительства, работы, учебы осужденного вполне возможно. Для подростка 14-17 лет это наказание может быть очень эффективным, так как присутствие родителей оградит его от встреч с друзьями и возможных правонарушений148. Думается, что данное предложение заслуживает поддержки не только с той точки зрения, что при домашнем надзоре подросток не будет выключен из привычной для него среды проживания, но и с точки зрения минимальных финансовых затрат для государства при применении такого вида уголовного наказания.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» в Уголовный кодекс введен новый вид наказания в виде ограничения свободы. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Суть данного вида наказания в соответствии с его новой редакцией заключается в том, что за лицом, не находящимся в местах лишения свободы, будет устанавливаться контроль со стороны государственных органов14 .
Кроме того, суд может положительно решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, учитывая мобильность сознания несовершеннолетнего, З.Р. Абземилова считает допустимым и необходимым рассматривать процесс воспитания как одну из целей уголовного наказания в узком специальном смысле, как процесс формирования у несовершеннолетнего осужденного образцов правомерного
Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России// Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 1. 149 СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6453.
117
социального поведения, соответствующего нормам закона . В соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц,
их заменяющих, либо
специализированного государственного
органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых
требований к поведению
несовершеннолетнего.
При этом если суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения к нему мер воспитательного воздействия, то уголовное дело по указанному основанию может быть прекращено как на стадии подготовки к судебному заседанию по результатам предварительного слушания, так и в результате судебного разбирательства с вынесением решения о применении к несовершеннолетнему этих мер. «Очевидно, что исправление преступника возможно в первую очередь не в результате самого факта отбывания наказания, а посредством повышения эффективности иных воспитательных институтов общества» 151.
Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судам при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого судье необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или
5 Абземилова З.Р. О целях наказания несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 3.
1э1 Нерсесян А. Личность преступника и наказуемость// Советская юстиция. 1990. № 13.С. 6.
118
лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено152.
Элементы восстановительного правосудия прослеживаются в такой мере воспитательного воздействия, как обязанность загладить причиненный вред, которая возлагается на несовершеннолетнего с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК РФ).
Загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может: 1) возмещением стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств (стипендия, зарплата и т.д.); 2) своим трудом (с соблюдением положений гл. 42 Трудового кодекса РФ об особенностях регулирования труда работников в возрасте до 18 лет); 3) уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением, и др.
Ограничение
досуга и установление особых требований
к поведению
несовершеннолетнего могут предусматривать
запрет посещения определенных
мест, использования определенных форм
досуга, в том числе связанных с
управлением механическим транспортным
средством, ограничение пребывания
вне дома после определенного времени
суток, выезда в другие местности без
разрешения специализированного