Теоретические основы правотворческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:42, лекция

Краткое описание

Введение в курс «Правотворческий процесс»
Правотворчество как форма государственной деятельности
Субъекты правотворчества
Формы и стадии правотворчества
Законодательная техника: понятие и содержание

Вложенные файлы: 1 файл

PP_Kurs_lektsy.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

Если Палатой представителей не будет принято решение о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по отдельным положениям закона, которые возвращены для повторного голосования, Палата представителей принимает решение о направлении этих положений закона на доработку, после чего они рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 170 Регламента Палаты представителей.

При рассмотрении Палатой представителей отдельных положений закона, возвращенных Президентом Республики Беларусь для повторного голосования, Палата представителей может согласиться с возражениями Президента Республики Беларусь лишь по некоторым из положений закона, возвращенных для повторного голосования. В этом случае на голосование в первую очередь ставится вопрос о преодолении возражений Президента Республики Беларусь по тем положениям закона, с возражениями на которые Палата представителей не согласилась, в порядке, предусмотренном частью четвертой ст 170 Регламента. Затем Палата представителей принимает решение о направлении на доработку тех положений закона, с возражениями на которые Палата представителей согласилась, а также тех положений закона, возражения на которые Палатой представителей не были преодолены, после чего они рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 170 Регламента Палаты представителей.

Закон, возвращенный Президентом Республики Беларусь со своими возражениями и принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном частью седьмой статьи 100 Конституции, считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Республики (ст. 196 Регламента Совета Республики).

Закон, одобренный Советом Республики, вместе с постановлением Совета Республики об одобрении закона в пятидневный срок направляется Председателем Совета Республики на подпись Президенту Республики Беларусь.

В случае отклонения закона Президенту Республики Беларусь в этот же срок направляется постановление Совета Республики об отклонении закона.

В таком же порядке Совет Республики рассматривает возражения Президента Республики Беларусь на отдельные положения закона, возвращенные для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом Республики Беларусь и вступает в силу, за исключением тех положений, по которым имеются возражения Президента Республики Беларусь (часть 8 ст. 100 Конституции).

Если при повторном рассмотрении Палатой представителей закона, возвращенного Президентом Республики Беларусь со своими возражениями, он принят в новой редакции, то законопроект рассматривается Советом Республики как вновь принятый.

Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

 

2.5 Опубликование закона  и вступление его в силу

 

Порядок опубликования и вступления в силу законов установлен Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998г. № 22 “Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь”.

В соответствии с указанным Декретом законы после подписания их Президентом, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

Официальным опубликованием является доведение законов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих изданиях: издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии, газетах “Звязда” (на белорусском языке) или “Народная газета” (на русском языке). Датой официального опубликования считается дата первоначального выхода в свет издания, в котором помещен закон. Законы для официального опубликования направляются Секретариатом Совета Республики.

Законы Республики Беларусь вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. При этом они публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений (Часть 5 статьи 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Законы Республики Беларусь могут быть приняты в виде кодексов. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (Часть 4 статьи 2 Закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь).

Парламент Республики Беларусь принимает программные законы. Их особенность состоит в том, что они принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от полного состава палат и по определенным Конституцией вопросам. Согласно части 4 статьи 104 Конституции законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине являются программными.

Порядок изменения и дополнения закона. Толкование закона. Общественные отношения, урегулированные законом, в силу объективных обстоятельств постоянно меняются. В связи с этими факторами приходиться периодически совершенствовать законы, вносить в них изменения и дополнения. Процедура рассмотрения проектов законов о внесении изменений и дополнений в закон в Парламенте аналогична процедуре рассмотрения всего законопроекта в целом.

В соответствии со ст. 178 Регламента Палаты представителей под толкованием Конституции и законов понимается законодательное разъяснение смысла содержания и процедур применения отдельных статей Конституции и законов, которое осуществляется в целях единообразного понимания и применения действующих норм законодательства.

Субъектами права законодательной инициативы на толкование Конституции и законов являются Президент либо не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Законопроект о толковании Конституции считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Проекты законов о толковании Конституции должны быть направлены депутатам Палаты представителей не позднее, чем за семь дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Палата представителей рассматривает проекты законов о толковании законов Республики Беларусь в порядке, предусмотренном Регламентом.

Принятые Палатой представителей законопроекты о толковании Конституции и законов в установленном порядке направляются на рассмотрение в Совет Республики, где они проходят процедуру рассмотрения в соответствии с Регламентом Совета Республики.

После одобрения закона Советом Республики он поступает на подпись Президенту и после подписания подлежит офоциальному опубликованию.

 

Тема 3. Президент Республики Беларусь – как субъект правотворческой деятельности

 

Вопросы темы:

 

3.1 Место и роль Президента в правотворческом процессе

3.2 Взаимодействие Президента с Национальным собранием и его палатами по вопросам правотворчества

3.3 Взаимодействие Президента с  органами государственного управления  в сфере правотворчества

3.4 Взаимодействие Президента с  судебной властью по вопросам правотворчества

3.5 Местные Советы депутатов  и Президент в сфере правотворчества

 

3.1 Место и роль Президента  в правотворческом процессе

 

Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормотворческом процессе Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением поста Президента как главы государства и главы исполнительной власти в Конституции Беларуси от 15 марта 1994г. Конституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства, но и его место в правотворческом процессе. Прежде всего, Президент обладает правом в пределах его компетенции, установленной Конституцией и другими нормативными правовыми актами, издания собственных правовых актов: декретов, указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории республики.

В соответствии с главой 10 «Планирование нормотворческой деятельности» Закона от 10 января 2000г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в республике планируется подготовка государственных программ и ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов, которые разрабатываются Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и утверждаются Президентом. Другие нормотворческие органы на основе данных документов разрабатывают и утверждают по согласованию с Национальным центром законопроектной деятельности свои собственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов. Так, Указом Президента от 10 января 2007г. № 11 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2007 год» такой план был утвержден. План представляет собой таблицу, которая содержит название законопроектов, подлежащих разработке, наименование государственных органов (организаций), ответственных за подготовку законопроектов, срок подготовки законопроектов, срок внесения законопроектов в Палату представителей, наименование субъектов права законодательной инициативы, вносящих законопроекты.

На основе Конституции и в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь, повышения эффективности нормотворческого процесса Указом Президента от 10 апреля 2002г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» данная Концепция утверждена. Эта концепция имеет целью сориентировать все нормотворческие органы Беларуси на перспективное решение актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определить основные направления и способы совершенствования законодательства в соответствии с принципами демократического социального правового государства.

Таким образом, Президент выступает в роли общего организатора всей нормотворческой работы в Республике Беларусь.

Кроме того, осуществление президентской власти невозможно без сотрудничества с другими властями, в том числе и в правотворческом процессе. Конституционные принципы и нормы устанавливают исходные положения и процедуры по взаимодействию Президента с Национальным собранием Республики Беларусь и другими государственными органами.

Акты Президента, их конституционно-правовая природа. Президент Республики Беларусь реализует свои полномочия через издаваемые им правовые акты. Виды правовых актов, издаваемых Президентом, установлены ст. 85 Конституции Республики Беларусь. К ним относятся указы, декреты и распоряжения.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента – правовые акты, относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц и действующие в долговременном плане.

Указы Президента могут издаваться на основе Конституции и в целях реализации на практике законов.

Президент вправе издавать указы, не носящие нормативного характера, т.е. указ может быть правоприменительного характера. Например, о назначении того или иного лица на определенную должность, о принятии в гражданство, о предоставлении политического убежища, о награждении, о присвоении воинских и специальных званий, классных чинов, о помиловании.

Таким образом, акты Президента по юридической силе принято классифицировать на нормативные и правоприменительные.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Согласно ст. 101 Конституции декреты могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.

Распоряжение Президента – правовой акт ненормативного характера, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Распоряжение – правовой акт, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, например, о создании какой-либо комиссии.

Указы, декреты и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Ст. 137 Конституции устанавливает юридическую силу нормативных правовых актов, т.е. их иерархию. Конституция обладает высшей юридической силой. Все правовые акты Президента не должны противоречить Конституции. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Таким образом, правовая природа актов Президента заключается в том, что они являются правовыми актами Главы государства, полномочия на издание которых ему предоставлено Конституцией, именно через них он реализует свои полномочия. Никакой другой государственный орган не вправе издавать аналогичные нормативные правовые акты. Декреты, указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории республики.

Информация о работе Теоретические основы правотворческой деятельности