Теоретические основы правотворческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:42, лекция

Краткое описание

Введение в курс «Правотворческий процесс»
Правотворчество как форма государственной деятельности
Субъекты правотворчества
Формы и стадии правотворчества
Законодательная техника: понятие и содержание

Вложенные файлы: 1 файл

PP_Kurs_lektsy.doc

— 839.50 Кб (Скачать файл)

с Управлением делами Президента Республики Беларусь по вопросам, относящимся к его компетенции;

с Прокуратурой, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности по вопросам приватизации государственного имущества;

с Министерством финансов по вопросам финансов и бюджета, за исключением проектов, представляемых Советом Министров Республики Беларусь или согласованных с ним;

с Республиканским советом судей по вопросам деятельности судебной системы;

с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь по вопросам внесения изменений и дополнений в ежегодный план подготовки законопроектов;

с Федерацией профсоюзов Беларуси по вопросам, затрагивающим трудовые права граждан;

с иными заинтересованными государственными органами и иными организациями.

Согласование проекта правового акта, вносимого Президенту Республики Беларусь, производится соответствующими государственными органами и иными организациями в десятидневный срок (если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь или органом, направившим проект) со дня получения в установленном порядке проекта. Указанный срок в исключительных случаях может быть продлен Президентом Республики Беларусь или по его поручению Администрацией Президента Республики Беларусь.

Проекты правовых актов считаются согласованными в случае непредставления в указанный срок информации о согласовании, отсутствия предложения о продлении срока согласования с обоснованием необходимости такого продления или отказа в продлении срока согласования.

Согласование выражается в виде согласия либо несогласия с соответствующим проектом с изложением при необходимости мотивов, обоснованием имеющихся замечаний и предложений и приложением предлагаемой редакции проекта правового акта или его отдельных положений.

Законопроекты рассматриваются в Палате представителей и Совет Республики только при наличии документа, подтверждающего согласие Президента на его внесение.

Объявление законопроекта срочным к рассмотрению. В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить в Палату представителей предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики должна рассмотреть такой законопроект в течение десяти дней со дня его внесения на их рассмотрение.

Если срочный законопроект внесен в Палату представителей в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной сессии.

При получении проекта закона для рассмотрения в срочном порядке Председатель Палаты представителей, а в его отсутствие заместитель назначают головную комиссию, определяют конкретные сокращенные сроки для подготовки и рассмотрения проекта, меры по ускорению этого процесса.

Согласно статье 156 Регламента Палаты представителей проект закона для рассмотрения в срочном порядке должен быть доведен до сведения депутатов Палаты представителей не позднее чем за два дня, а предложения и замечания депутатов Палаты представителей направляются в головную комиссию не позднее чем за сутки до рассмотрения.

Законопроекты для срочного рассмотрения дорабатываются, вносятся и обсуждаются на сессии Палаты представителей в порядке, установленном Регламентом для всех законопроектов.

Обращения Президента к Парламенту. Президент имеет право обращения с ежегодными посланиями к Парламенту (пункт 14 ст. 84 Конституции). В посланиях Президент нередко высказывается о своем отношении к законам и к законодательству в целом, ставит задачи перед обеими палатами Парламента. Так, в Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 23 мая 2006 г. «В процветании Родины – благополучие всех!» перед Парламентом поставлены задачи по принятию таких законов, которые были бы ориентированы на человека, на гуманизацию всего жизненного уклада, о пересмотре законодательства на предмет соответствия его требованиям дебюрократизации, совершенствованию работы с обращениями граждан, пресечению коррупции, совершенствованию налоговой системы и ряд других задач. В целом Президентом перед палатами Парламента поставлена задача повышения качества законодательства, которое выступает одним из показателей цивилизованности государства.

Таким образом, Президент в посланиях высказывает свое мнение по конкретным законам и качеству законодательной работы. Президент в этом случае выполняет функцию общего организатора правотворчества в Парламенте, ориентирует его на принятие первоочередных законов, направленных на решение экономических, политических, социальных, культурных и духовных задач, стоящих перед государством и обществом. Послания Президента – программа сотрудничества всех властей власти. Возникает вопрос – какова природа данного документа, является ли он источником права, может ли Национальное собрание его не выполнять? С юридической точки зрения Послание Президента содержит законодательные предложения и ряд других инициатив, но не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения. Послание - политический документ, а в силу авторитета должности Главы государства оно не может быть Парламентом проигнорировано, и учитывая содержащиеся в нем предложения о необходимости разработки и принятия законов, - Парламент обязан его рассмотреть.

 

3.3 Взаимодействие Президента  с органами государственного  управления в сфере правотворчества

 

В сфере правотворчества Президент активно взаимодействует с органами государственного управления. Такая его роль обусловлена местом и ролью Президента в системе разделения властей. Президент своими указами образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте (часть 5 статьи 84 Конституции). Президент обладает правом назначать руководителей республиканских органов государственного управления и определять их статус (часть 15 статьи 84 Конституции).

Взаимодействие между Президентом и органами государственного управления осуществляется по следующим направлениям деятельности: поручает подготовку проектов нормативных правовых актов; установление обязательных процедур разработки и принятия правовых актов; согласование с Президентом подготовленных Советом Министров и другими органами государственного управления проектов распоряжений, законов, указов и декретов; отмена правовых актов органов государственного управления; осуществление контроля за ходом подготовки проектов нормативных правовых актов.

Формы и механизм взаимодействия Президента с Правительством в нормотворческой сфере. Конституция, законы, Регламент Совета Министров, нормативные правовые акты Президента предусматривают различные формы взаимодействия Президента с Правительством.

Президент Республики Беларусь вправе поручить Правительству разработку проектов законов, декретов, указов и распоряжений.

В силу части 3 статьи 101 Конституции Президент по инициативе Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Согласно части 4 статьи 16 Закона от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров вправе вносить предложения в палаты Парламента об объявлении проекта закона срочным.

В соответствии с частью 5 этого же закона Совет Министров с согласия Президента может требовать от палат Парламента принятия на своих заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный Правительством проект или часть его с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Совет Министров также по поручения Президента может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Беларуси, вследствие отклонения Советом Республики законопроекта не принят согласованный текст законопроекта.

Контрольные функции Президента. Одним из важных контрольных правомочий Президента является его возможность оказывать влияние на законотворческий процесс путем использования права вето, то есть права не подписать закон и отклонить его.

Президент имеет право отменять акты Правительства (часть 25 статьи 84 Конституции).

Президент вправе приостановить действие решений местных Советов депутатов в случае их противоречия действующему законодательству.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (часть 3 статьи 122 Конституции).

Взаимодействие Президента с министерствами, государственными комитетами, исполнительными комитетами и иными органами исполнительной власти. Президент Республики Беларусь самостоятельно или через создаваемы им органы организует контроль за исполнением его нормативных правовых актов; получает от органов исполнительной власти их проекты нормативных правовых актов, отчеты и информацию; направляет при необходимости проекты своих решений для дачи предложений и заключений в государственные органы.

 

3.4 Взаимодействие Президента с  судебной властью по вопросам правотворчества

 

Суды в Республике Беларусь не обладают правом законодательной инициативы. Основная функция судов – осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. В соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции Президент обладает правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании любого нормативного правового акта государственных органов несоответствующим Конституции. Конституционный Суд вправе вносить Президенту в соответствии с его компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов (часть 8 статьи 22 Кодекса от 29 июня 2006 г. «О судоустройстве и статусе судей»). Важное значение для правотворческого процесса имеют ежегодные Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности. Они ориентируют Президента на принятие соответствующих решений.

Инициирование Президентом судебной проверки соответствия нормативных актов Конституции Республики Беларусь. В соответствии с частью 4 статьи 116 Конституции Президент вправе инициировать перед Конституционным Судом Республики Беларусь проверку:

о соответствии законов, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом.

Обеспечение конституционного контроля в отношении актов Президента. В отношении актов Президента – указов и декретов, имеющих нормативный характер, правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь на предмет их проверки наделены Палата представителей, Совет Республики, Верховный суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Процедура обращения и рассмотрения предложений о проверке на конституционность актов Президента регулируется законом и Регламентом Конституционного Суда.

 

3.5 Местные Советы депутатов  и Президент в сфере правотворчества

 

Президент Республики Беларусь в интересах местных Советов депутатов, расширения их полномочий может принимать нормативные правовые акты. Так, например, изучив положение дел с финансированием бюджетов сельсоветов и учитывая их предложения, Президент принял Указ от 12 января 2007 г. № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Данный указ укрепил материально-финансовую базу сельсоветов.

При принятии ряда общегосударственных программ, утверждаемых Президентом на длительную перспективу, в них также определяется степень и порядок участия местных Советов депутатов в их выполнении, при этом также учитываются предложения Советов.

Формы взаимодействия. Формы взаимодействия Президента с местными Советами депутатов могут разнообразными. Это могут быть совещания с председателями местных Советов, выступления и обмен мнениями на съездах Советов, рассмотрение Президентом различного рода инициатив местных Советов депутатов и их поддержка и др.

Контрольные функции Президента. В отношении местных Советов депутатов Президент обладает правом приостановления их решений. Кроме того, Президент может поручить другим государственным органам, например, Комитету государственного контроля проверить решение местными Советами каких-либо вопросов и по материалам проверок принять соответствующее решение. Как субъект права обращения в Конституционный Суд Президент может обратиться в него с просьбой о проверке на соответствие актам более высокой юридической силы решения местного Совета.

Информация о работе Теоретические основы правотворческой деятельности