Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 20:59, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе работы:
- изучить основные задачи, принципы деятельности Конституционного Суда;
- изучить состав Конституционного Суда Республики Беларусь, а также правовой статус судей;
- наиболее полно рассмотреть компетенцию Конституционного Суда.
Введение.......................................................................................................................4
1 Понятие и принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь………………………………………………………………………............6
2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь…………………………………...................…………………………….....8
3 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь…………..…...12
4 Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь и требования к кандидатам ……………………………………………………………...………….18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………
Судья может по уважительным причинам с согласия Конституционного Суда и если при этом не нарушается установленный кворум отсутствовать в судебном заседании и вновь войти в процесс при условии, что его отсутствие продолжалось не более трех дней и Суд не удалился в совещательную комнату.
Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.
Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда.
В случае досрочного выбытия избранного или назначенного судьи из состава Конституционного Суда применяется аналогичный порядок либо избрания, либо назначения другого судьи.
Лицо, предложенное для избрания на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования.
Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь считается избранным лицо, получившее в результате голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [14].
Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.
Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.
Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда [3].
В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судья Конституционного Суда пользуется полномочиями, перечисленными в статье 19 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», закрепляющей компетенцию Председателя Конституционного Суда.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:
1) по его просьбе об отставке;
2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;
3) в связи с достижением
предельного возраста
4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи, а именно:
а) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;
б) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;
5) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
6) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
7) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;
8) в случае смерти судьи [11, ст.18].
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях если:
1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) судья Конституционного
Суда зарегистрирован в
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.
Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь [11, ст.18.1]
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены:
а) по его просьбе об отставке;
б) в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- Конституционный Суд
формируется в количестве 12 судей,
шесть из которых назначаются
Президентом Республики
- срок полномочий судей
- 11 лет. Предельный возраст членов
Конституционного Суда - 70 лет. Следует
отметить, что полномочия судьи
могут быть досрочно
- Конституционный Суд приступает к работе, если в его состав назначено не менее восьми судей;
- из числа судей Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначается Председатель Конституционного Суда, Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда;
- срок полномочий судей - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.
3 Компетенция Конституционного Суда
В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь рассматривает вопросы и дает заключения:
а) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
б) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
в) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
г) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам [2].
Конституционный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности вышеуказанных актов, как в целом, так и отдельных их положений.
Иные государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд Республики Беларусь предложений о проверке конституционности акта.
Нормативные правовые акты, признанные согласно заключению Конституционного Суда Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента внесения в них соответствующих изменений и (или) дополнений либо принятия новых нормативных правовых актов.
Признание нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или нормативным правовым актам, обладающим более высокой по отношению к ним юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке, положений иных нормативных правовых актов, основанных на таком нормативном правовом акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких нормативных правовых актов не могут применяться судами, иными органами, а также должностными лицами.
Согласно статье 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат [11].
Решения Конституционного Суда обязательно публикуются в ряде изданий, в том числе в двух газетах, которые определены в качестве официальных изданий.
Решения Конституционного Суда в форме запроса, требования, а также по вопросам процедурного характера публикуются в порядке, установленном Конституционным Судом.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции [11].
Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Обращения граждан, направленные непосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан» [20].
Конституционный Суд Республики Беларусь ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах.
Конституционный Суд согласно Регламенту Конституционного Суда Республики Беларусь рассматривает также вопросы о (об):
а) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;
б) толковании решений Конституционного Суда;
в) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;
г) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;
д) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;
е) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
ж) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;
з) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;
и) Регламенте Конституционного Суда;
к) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;
л) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде [10].
Конституционный Суд может также рассматривать и другие вопросы, связанные с организацией его деятельности.
Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда и пределы их разрешения