Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 20:59, курсовая работа
Задачи, решаемые в ходе работы:
- изучить основные задачи, принципы деятельности Конституционного Суда;
- изучить состав Конституционного Суда Республики Беларусь, а также правовой статус судей;
- наиболее полно рассмотреть компетенцию Конституционного Суда.
Введение.......................................................................................................................4
1 Понятие и принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь………………………………………………………………………............6
2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь…………………………………...................…………………………….....8
3 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь…………..…...12
4 Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь и требования к кандидатам ……………………………………………………………...………….18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь [11].
В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.
Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь [3].
Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:
а) сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;
б) наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);
в) основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;
г) позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;
д) перечень прилагаемых документов [3].
К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.
Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.
Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.
Принятие к производству закона для осуществления обязательного предварительного контроля его конституционности оформляется определением Председателя Конституционного Суда.
Рассмотрение дела о проверке конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется в письменной форме в соответствии с пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» без приглашения в судебное заседание представителей палат Национального собрания Республики Беларусь [9].
По результатам проверки конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд принимает решение, которое оформляется в виде отдельного документа.
Пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», определяет Конституционный Суд.
Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:
а) по содержанию норм;
б) по форме нормативного акта;
в) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;
г) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.
При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Также Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.
Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- главная особенность
и важное отличие
- Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством;
- в 2008 году на законодательном уровне компетенция Конституционного Суда расширена. Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции, – до подписания данных законов Президентом. Реализация Конституционным Судом полномочия по обязательному предварительному контролю конституционности законов не препятствует проверке конституционности этих законов в порядке последующего контроля после вступления их в силу;
- Конституционный Суд по предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров;
- по поручению Президента Конституционный Суд дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
- по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Конституционный Суд принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства;
- Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
- по поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов;
- Кодексом о судоустройстве и статусе судей предусмотрено, что государственные органы, общественные объединения, другие организации, а также граждане имеют право обращаться с инициативой о проверке конституционности акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта;
- Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов, то есть принимать решения, направленые на устранение имеющихся в законодательстве конституционно-правовых пробелов.
4 Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь и требования к кандидатам
В соответствии со статьей 14 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран:
а) гражданин Республики Беларусь;
б) имеющий высшее юридическое образование;
в) являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень;
г) обладающий высокими моральными качествами.
После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.
Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические целях [11].
Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания.
Каждый член Конституционного Суда принимает присягу.
Судья в период осуществления им своих полномочий в Конституционном Суде Республики Беларусь приводится к присяге один раз.
Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Президентом Республики Беларусь [11, ст.18.2].
Председатель Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями.
Председатель Конституционного Суда:
- руководит работой
- созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;
- принимает меры поощрения
и налагает взыскания на судей
Конституционного Суда в
- осуществляет общее руководство работой Секретариата Конституционного Суда и обладает правом приема и увольнения его работников;
- вправе в любое время
подать в отставку с
Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного Суда [11, ст. 19].
Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.
Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности [11, ст. 20].
Судья Конституционного Суда:
- имеет право требовать
созыва Конституционного Суда, предлагать
вопросы на его рассмотрение,
выражать особое мнение по
поводу решений
- участвует во всех
заседаниях Конституционного
- обладает другими правами и несет обязанности, предусмотренные настоящим Законом.
До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуждению в Конституционном Суде [11, ст. 21].
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской;
- член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги;
- законодательством предусмотрены гарантии независимости и неприкосновенности судей Конституционного Суда;
- Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями;