Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:34, реферат
В мире всегда существовало и существует множество различных теорий возникновения и развития государства и права. За время существования философской, политической и юридической наук, были созданы десятки разных теорий. Их разнообразие связано с многогранностью государства и права, a также с тем, что каждая теорий отражает различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. Без права государство существовать и функционировать не может.
Введение..... ..............................................................................................................с.3
1.Общая характеристика теорий происхождения государства и права ............с.4 2.Теории происхождения государства и права.....................................................с.5
2.1 Теологическая.....................................................................................................с.5
2.2 Патриархальная ..................................................................................................с.7
2. 3 Органическая ................................................................................................. ...с.9
2. 4 Теория насилия............................................................................................... с.11
2.5 Психологическая .............................................................................................с.15
2.6 Теория общественного договора .................................................................. .с.17
2.7 Материалистическая ................................................................................... с.21
2.8 Историческая ..................................................................................................с.23
Заключение ............................................................................................................ с.25
Список литературы.................................................................................................с.27
Основные представители английский философ и социолог Герберт Спенсер(1820 - 1903), а также швейцарский юрист И. Блюнчли, французский социолог - Вормс.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма.
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые разумно организованные государства. В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Достоинствами органической теории является следующее:
- восприятие государства как единого целого и взаимосвязанного организма;
- признание роли конкуренции в совершенствовании их внутреннего механизма;
- оригинальность теории.
Недостатками органической теории является следующее:
- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
- сильное влияние дарвинизма;
-сравнение государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во- первых,
законы социальной жизни
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Большинство ее сторонников считает, общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется популярностью, но имеет до сих пор хождение на Западе.
2.4 Теория насилия (завоевания)
Эта теория возникла и получила распространение в конце XIX – вначале XX века. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. В истории известны реальные факты существования государств, которые возникли в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего сопровождают процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют упускать ее научные положения.
Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания насильственным путем. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие)- насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).
Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).
Л.Гумплович считал, что государство образуется вследствие завоевании и порабощении более сильным племенем более слабого. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. Государственная власть возникает из физической силы. Над действиями государств царит закон природы
Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Он утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Племя-победитель, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати.
Дюринг считал,
что основой общественного разв
Насилие выражалось в присвоении материальных благ сильным (вооруженным) меньшинством:
- сбор дани дружинниками;
- расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
- огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
- иные формы насилия.
Для поддержания
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения
других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этого уровня не достигнуть, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над другими рассматривается и в качестве основных причин рабства и ведет к появлению частной собственности. А с ней связано, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к земледельческому образу жизни. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно не на физическую силу. Это - государство племени. Его основа – физическое преобладание одного племени над другим. По мере развития общества государство племени перерастает в государство класса. Основой является экономическое господство, и власть кто имеет частную собственность.
Исторический опыт не подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что государственная власть порождает частную собственность, а не наоборот. Не подтверждается тезис и о том, что собственность является орудием государственной власти. Все обстоит как раз наоборот. Собственность, обусловливает как само появление государственной власти, так и ее характер. Собственность в основном определяет и ее служебную роль.
2.5 Психологическая теория государства и права
Эта теория возникла в середине XIX века. Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются:
- желание населения быть защищенными.
- желание сильных людей повелевать над другими;
- способность сильных людей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и сопротивляться власти, совершать преступления и т. д.
Авторы теории считают,
что предшественницей государст
Психологическая теория государства и права рассматривала народ как массу, ищущую подчинения.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство (социальные, экономические, политические и др.)
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, a также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Смысл психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.
В своих работах Петражицкий подразделяет право на автономное и на позитивное. Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. По Петражицкому, право выполняет распределительную функцию и
организационную. Распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями. Несмотря на теоретическую сложность, многие принципиальные положения теории Петражицкого восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.
2.6 Договорная теория, или
теория договорного
и права (естественно - правовая)
Эта теория зародилась в древности. Эпикур и другие философы - софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми добровольно для обеспечения общего блага. Основные представителями являются англичане - Т. Гоббс и Д. Локк, голландцы - Г.Гроций и Б. Спиноза, французы - Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро, русские - А.Н. Радищев и П.И. Пестель. Они рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права. Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах.
Естественные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
Например, в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.:
- каждый имеет право на жизнь (ст.20);
- на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);
- каждый имеет право на труд и отдых (ст.37).
В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему
правового регулирования общественных отношений.
Основатели и продолжатели теории естественного права выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, говорил Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор.