Теории происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, теория насилия, психологическая, теория обществен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:34, реферат

Краткое описание

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий возникновения и развития государства и права. За время существования философской, политической и юридической наук, были созданы десятки разных теорий. Их разнообразие связано с многогранностью государства и права, a также с тем, что каждая теорий отражает различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. Без права государство существовать и функционировать не может.

Содержание

Введение..... ..............................................................................................................с.3
1.Общая характеристика теорий происхождения государства и права ............с.4 2.Теории происхождения государства и права.....................................................с.5
2.1 Теологическая.....................................................................................................с.5
2.2 Патриархальная ..................................................................................................с.7
2. 3 Органическая ................................................................................................. ...с.9
2. 4 Теория насилия............................................................................................... с.11
2.5 Психологическая .............................................................................................с.15
2.6 Теория общественного договора .................................................................. .с.17
2.7 Материалистическая ................................................................................... с.21
2.8 Историческая ..................................................................................................с.23
Заключение ............................................................................................................ с.25
Список литературы.................................................................................................с.27

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

     Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в первобытном состоянии, которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие);  

- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;  

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;   

- в результате был  создан институт согласования  интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.     

 Теория общественного  договора имела большое прогрессивное значение:  

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, a вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;   

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

   - власть производна от народа и принадлежит народу;

   - государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны

выражать интересы народа, быть у него на службе;

   - теория подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;  

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства. Народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую  повинность. A государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

  - в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано право, менять власть, если она перестала выражать интересы народа.     

 Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

   - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; 

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами  и правителями;

 - сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается  как единое целое, в то время  как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

      Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как  искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества.

      Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя,  из исторического опыта он пришел к выводу, что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями  народа.  Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Власть монарха является  не божественной. Выступая против широко распространенной в средние века идеи божественного происхождения власти королей, Гольбах пишет, что  эта идея служила оправданием всемогущества, бесконтрольности властей, произвола монархов и их ближайшего окружения.

    Государство рассматривается Руссо как  жизнь в союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

      Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения

государства и права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ

обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание

государства на основе Общественного договора, но и на его защиту.

     Сторонники договорной теории различают два вида права. Естественное, предшествующее обществу и государству и  позитивное право, является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.

    Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народа выделяли естественное право как отражение законов природы  и естественного порядка

вещей.

2.7 Материалистическая (марксистская) теория

     Согласно данной  теории государство возникло  на классово-экономической основе:  

- произошло разделение труда   

- возник прибавочный продукт;   

- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;  

- появились частная собственность и публичная власть.  

- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.    

 Теория имеет рациональное  зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с  различными интересами     

 Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И не правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими

      Основные  положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса,  Ф. Энгельса, В.И. Ленина

       Суть  теории заключается в том, что  государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу , a возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности  и  социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных). В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность в органе власти, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Такой особой организацией стало государство.

     Материалистическая  теория выделяет три основные  формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

      Афинская  форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно  из классовых противоречий формирующихся

внутри общества.

       Римская  форма отличается тем, что родовое  общество превращается  в

замкнутую аристократию.

        Германская  форма - государство возникает как результат завоевания

обширных территорий для государства 

         Классовость и экономическая обусловленность права является важнейшим принципиальным положением материалистической теории. То есть, возникновение, и существование права объясняется необходимостью закрепления воли экономически господствующего класса в виде законов и нормативным регулированием общественных отношений в интересах этого класса.

         Положения материалистической теории прочно вошли  в отечественное право.

         Материалистическая теория ограничивает жизнь права  историческими рамками классового общества.  С исчезновением классов, оно утратит полностью свою социальную ценность.  Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право – это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся регулятором отношений производства и потребления.

2.8 Историческая теория  происхождения государства и  права

      Общая теория государства и права не сразу была с таким названием и содержанием. Теория права является немецким понятием, употребляемым в континентально-европейском правовом регионе.

     Это понятие не свойственно англо-американской правовой мысли. Здесь оперируют понятием «юриспруденция». В Западной Европе и России теория государства и права сложилась в XVIII — XIX вв. на основе таких наук и учебных дисциплин, как энциклопедия права, философия права.

    Энциклопедия права как учебная дисциплина возникла еще в XVII веке. Одним из первых учебников была «Универсальная энциклопедия права» Г. Гунниуса, изданная в 1675 году. Сначала энциклопедия права не имела четко очерченного предмета и единой системы. Она содержала перечисление и обзор всех юридических наук как первоначальных сведений о праве и методах изучения. Одни учёные рассматривали ее как самостоятельную юридическую науку со своим предметом и методом, другие — только как учебную дисциплину. Постепенно она стала толковаться как общее учение о праве, которое охватывало все содержание правоведения в единстве и системе. Такой подход выходил за рамки обычного понимания энциклопедии как конспективного изложения отдельных правовых наук. В 70-80-х гг. XIX века в странах Западной Европы, России, Украине утвердилось название новой учебной дисциплины — общая теория права, которая представляла собой обобщающую отрасль знаний.

    Предшественницей общей теории права и государства была также философия права, которая базировалась на теории естественного права. Первыми авторами, которые ввели термин «философия права» в научный оборот, были Гугу (1798), Гегель (1820), Остин (1832). Термин «теория права» вместо «философии права» введен А. Меркелем в 70-х гг. XIX века.

Так на основе энциклопедии права и философии права постепенно оформилась

общая теория права, которая охватывает как философское осмысление правовой действительности, так и общие представления о системе юридических наук.

     В начале XX века при изучении «общей юриспруденции» (теории права) перешли от сравнительного анализа содержания правовых норм и понятий к исследованию структуры, функций правовых норм и правовых систем. Специалисты в области теории права в Западной Европе Г.Кельзен и Л.Дюги основали «Международный журнал теории права». Он был ориентирован на разработку общих проблем для различных правовых систем: фундаментальные понятия, природа права, соотношение государства и права, права и общества, методы теории права. Теория государства и права стала фундаментальной юридической наукой. В развитии теории государства и права в континентальной Европе был перерыв, связанный с возрождением после второй мировой войны философии права, обращенной не к опыту, а к идее. В СССР такого перерыва в развитии теории государства и права не было, хотя распространение идеи философии права не прошло бесследно.В 60-е годы XX в. началось возрождение теории государства и права на базе развития новых отраслей — информатики, кибернетики, логики, социологии права и. Ныне теория государства и права является междисциплинарной наукой. Она использует знания, как отраслевых юридических наук, так и иных общественных наук. Теория государства и права обеспечивает взаимодействие различных наук в исследовании права, а так же соединяет результаты их исследований с элементами философии права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои  действия с правовыми предписаниями и требованиями. Создавались самые разнообразные теории. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

         Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории  по-разному  объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры. В  идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы. Веками между человеком и государством складывались отношения отчуждения и у вражды. Для раба  государство выступало  враждебная сила. Они не имели прав и свобод, a только исполняли  обязанности перед государством и поэтому не могли стать личностями. Гражданин становится носителем прав и свобод, которые придают ему автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы. На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-демократическая доктрина, которая сконцентрировала внимание на личностном аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности человека обратиться с жалобой на государство и его органы в независимый суд. Правда, оснований идеализировать отношения между гражданином и капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали фашистские и авторитарные режимы.

     Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы любой человек был защищено произвола и насилия, ощущал свое достоинство, выступал как полноправный партнер государства.  В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы, должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними.

Информация о работе Теории происхождения государства и права (теологическая, патриархальная, органическая, теория насилия, психологическая, теория обществен