Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 14:39, курсовая работа
Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю. Основную разработку они получили в 18 веке у французского философа Ш. Монтескье. Согласно его взглядам, свобода, то есть право делать все, что не запрещено законами, может быть обеспечена только в таком государстве, где власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательная власть
1.1. Законодательная власть в РБ
1.2. Законодательная власть в РФ
1.3. Законодательная власть в США
ГЛАВА 2. Исполнительная власть
2.1. Исполнительная власть в РБ
2.2. Исполнительная власть в РФ
2.3. Исполнительная власть в США
ГЛАВА 3. Судебная власть
3.1. Судебная власть в РБ
3.2. Судебная власть в РФ
3.3. Судебная власть в США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Частное учреждение образования
“БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ”
Кафедра общей теории права
Курсовая работа
По предмету: “Общая теория права”
На тему: “Теория разделения властей в государстве.
Особенности её применения в ряде стран (РБ, РФ, СЩА) ”
Студентка 1 курса
1 патока 1 группы
юридического факультета
( )
специальность “Правоведение”
А.М. Чижик
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Законодательная власть
1.3. Законодательная власть в США
ГЛАВА 2. Исполнительная власть
2.1. Исполнительная власть в РБ
2.2. Исполнительная власть в РФ
2.3. Исполнительная власть в США
ГЛАВА 3. Судебная власть
3.1. Судебная власть в РБ
3.2. Судебная власть в РФ
3.3. Судебная власть в США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю. Основную разработку они получили в 18 веке у французского философа Ш. Монтескье. Согласно его взглядам, свобода, то есть право делать все, что не запрещено законами, может быть обеспечена только в таком государстве, где власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В условиях демократического режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими органами. Это одна из важнейших гарантий против произвола.
ГЛАВА 1. Законодательная власть
Органы законодательной
власти занимают центральное место
в структуре государственного аппарата.
Основным назначением этих органов
является законодательная деятельность.
Выделяя особую роль органов законодательной
власти в политической жизни общества
и государства, конституции отдельных
стран специально указывают не только
на то, что "парламент является высшим
органом государственной
Как отмечает Д. Локк "законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей". 1
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение
законодательных органов в
Согласно Конституции Республики Беларусь , « Парламент Республики Беларусь - Национальное собрание - является представительным и законодательным органом.
Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.» 2
Состав Парламента Республики Беларусь -174 человека. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики.
Срок полномочий Парламента-4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 Конституции Республики Беларусь).
По решению Президента Республики Беларусь полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
- при отказе в доверии Правительству;
- двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра;
- на основании Заключения
Конституционного Суда
Беларусь.
Парламент не может быть распущен:
- в период чрезвычайного или военного положения;
- в последние 6 месяцев полномочий Президента;
- в период решения палатами
вопроса о досрочном
- в течение года со
дня первых заседаний
«Согласно Декрету № 3 Президента
Республики Беларусь от декабря 1996 г.,
до принятия Закона, определяющего
порядок выборов членов Совета Республики
Национального собрания, действует
Положение о выборах членов Совета
Республики. Этот нормативный документ
определяет, что от каждой области
и г. Минска тайным голосованием на
заседаниях депутатов избирается по
8 членов СР. Еще 8 членов назначаются
Президентом Республики Беларусь. После
опубликования вышеназванного декрета
(№ 3) некоторые политики выступили
в прессе с утверждением, что этот
декрет не является легитимным, поскольку
ст. 101 Конституции Республики Беларусь
запрещает Президенту издание декретов,
предусматривающих изменение
Действительно, порядок выборов депутатов и членов Совета Республики должен регулироваться законом. Однако в связи с тем, что полномочия Верховного Совета XIII созыва были прекращены, а в новом Парламенте была сформирована лишь Палата представителей, в то время как в принятии законов участвуют обе палаты, выход был найден в издании Декрета Президента. Ст. 101 Конституции Республики Беларусь предоставляет Президенту право издавать декреты. При этом Парламент должен принять закон, делегирующий Президенту такое право. Следует учесть и то обстоятельство, что в силу особой необходимости Президент имеет право на издание временных декретов, также имеющих силу Закона, которые в трехдневный срок должны быть представлены для рассмотрения Палатой представителей, а затем - Советом Республики. Эти декреты сохраняют свою силу, если не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.»3
Согласно Конституции
РФ законодательным и
Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта)
Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.
Существуют три основные
группы полномочий Федерального собрания,
которые установлены
103); во-вторых, связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); в-третьих, по принятию федеральных законов (ст.105).
Конституция наделяет законодательной
властью двухпалатный Конгресс, состоящий
из сената и палаты представителей.
Основные его полномочия включают налогообложение,
регулирование торговли с зарубежными
странами и между штатами, право
объявления войны, формирование вооруженных
сил и выделение средств на
их содержание. Конгрессу также
Конгресс работает в сессионном режиме. Ежегодно созывается одна сессия. Первоначально она длилась с первого понедельника декабря до первого понедельника после 4 марта. 20-й поправкой, принятой в 1933, дата открытия сессии Конгресса перенесена на 3 января. Но точная дата роспуска Конгресса на каникулы не установлена. Помимо регулярных сессий Конгресс может собираться на специальные сессии, созываемые президентом США.
Сенат был создан как верхняя палата Конгресса, представляющая интересы штатов и имущих классов общества. Поэтому сенаторов избирали законодатели штатов. Согласно 17-й поправке, получившей силу закона в 1913, сенаторов стали выбирать прямым голосованием избиратели штата. Как верхняя палата сенат обладает особыми полномочиями, например, он может одобрять или отклонять президентские назначения на высшие государственные посты, ратифицировать или отклонять международные договоры и рассматривать дела должностных лиц, подвергнутых импичменту палатой представителей.
Конгресс – не только законодательный орган. Сюда поступают жалобы граждан на чиновников. На рассмотрение этих жалоб сенатор или конгрессмен в среднем тратит почти столько же времени, сколько у него уходит на законодательную работу. Конгресс привлекает внимание общественности к важным социальным проблемам и политическим альтернативам, проводя специальные слушания и расследования.
ГЛАВА 2. Исполнительная власть
Органы исполнительной власти
(органы государственного управления)
- это исполнительно-
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции
органы исполнительной власти наделяются
необходимой для их нормального
функционирования оперативной
2.1. Исполнительная власть в РБ
«Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республике Беларусь – центральный орган государственного управления .»
Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.
Структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции)
Президент назначает на должность :
-Премьер-министра;
-заместителей Премьер-
Президент вправе по собственной
инициативе принять решение об отставке
Правительства. Правительство слагает
свои полномочия перед вновь избранным
Президентом. Президент Республики
Беларусь имеет право
2.2. Исполнительная власть в РФ
В современной России исполнительную власть в стране возглавляет Правительство РФ
Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Оно:
а) разрабатывает и
представляет Государственной
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;