Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью исследования темы “Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма” является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли …………………………………………………..5
Глава 2. Концепция разделения властей в российской науке ………….12
Глава 3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе…………………………………………………………… 16
Глава 4. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части
4.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…..21
4.2 Органы законодательной власти …………………………..24
4.3. Органы исполнительной власти …………………………..26
4.4. Органы судебной власти …………………………………..29
Глава 5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление………………………………………………….33
Заключение ………………………...………………………………………42
Список использованной литературы………………………
Н. С. Прозорова поддерживала идею создания выборных, представительных учреждений для принятия законов, требования независимости суда, принципа законности, положения о недопустимости осуществления законотворчества исполнительными органами. Ю. А. Тихомиров выделяет четыре формы разделения властей: внутригосударственное, то есть обособление трех организационно-правовых форм государственной власти; сфера взаимодействия государства с другими субъектами политической системы; самоуправление в гражданской обществе и международная форма, то есть сотрудничество государств в обеспечении прав человека. А. А. Белкин убежден, что принцип разделения властей давно потерял свое философское наполнение и не имеет какого-либо фундаментального социального обоснования, ибо разделение властей — это искусство комбинирования и перемещения властных функций и полномочий. Механизм разделения властей есть исторический случай, а не универсальная норма организации государственной власти. 12 В истории дореволюционной России предпринимались попытки ограничить произвол всесильной власти монарха законом, однако, объективные и субъективные факторы не позволяли претворить идеи разделения властей в действительность. Устои и традиции деспотического правления не оставляли шансов на реальную возможность “ввести” принцип разделения властей. Россия не могла следовать теории Ш. Монтескье, так как признавалась доктрина не разделения, а единения властей, основу которой составлял принцип абсолютной верховной власти императора.
Советскому периоду
было свойственно полное невосприятие
и непонимание конституционного
назначения принципа разделения властей.
Принцип разделения властей в
основном не был воспринят марксизмом,
концепцией которого служила концентрация
законодательной и
Конституция СССР 1977
г. закрепила отход от теории разделения
властей. Это отразилось в наделении
Советов качествами, возвращающими
их к статусу 1920-х годов. Советам
были подотчетны и подконтрольны
все другие государственные органы.
Непосредственно и через
Конституция РФ 1978
г. в числе демократических
Глава 3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе
Теория разделения
властей является предметом исследования
значительного числа ученых Запада.
Некоторые исследователи берут
за исходное в своих рассуждениях
учение Дж. Локка, отдающего в соотношении
властей бесспорное первенство законодательной
власти, признавая ее “не только
верховной властью в
Другие авторы, опираясь
в своих суждениях на концепцию
разделения властей, сформулированную
Ш. Монтескье, провозгласившим принцип
взаимодействия властей в условиях
их разделения, относительной
Нет единого мнения также и во взглядах на идеологическую, правовую, политическую и практическую значимость теории разделения властей. Диапазон суждений простирается от полного восприятия до такого же безоговорочного неприятия данной теории. Традиционно, принцип разделения властей не только провозглашается, как важнейшее условие функционирования демократического государства и общества, но и закрепляется законодательно.
Однако и негативное
отношение к теории разделения властей
приобретает все больше последователей
среди ученых-
Значительные разночтения в западной литературе имеют место не только в отношении общей оценки теории разделения властей, но и в рассмотрении и решении проблем этичности и правильности рассматривания разделения властей как самостоятельной концепции.
Споры начинаются с
вопроса о том, существует ли теория
разделения властей в цельном
виде или есть только конституционный
принцип разделения властей, связанный
с постоянным, как пишет С. Хендель,
“перераспределением и с
Также высказывается мнение, что поскольку в каждом современном государстве власть в конечном итоге принадлежит народу и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о теории разделения властей, а о разделении функций, сфер деятельности и полномочий разных государственных органов, осуществляющих совместно государственную власть.
Однако, несмотря на широкий разброс мнений, относительно цельности и степени оформленности, общая теория разделения властей, по признанию большинства специалистов, все же существует. Начиная с основоположников теории и заканчивая современными учеными, выработаны универсальные положения и основные принципы концепции разделения властей, которые можно рассматривать в качестве общих для всех ее разновидностей, независимо от того, в какой стране и при каком политическом режиме она применяется и как интерпретируется.
К числу таких универсальных положений можно отнести следующие тезисы:
Вопрос о роли и значимости судебных органов в системе разделения властей, решается хоть и похоже, но по некоторым аспектам не равнозначно.
Так, некоторые специалисты
считают, что Суд должен выступать
гарантом равновесия властей, в других
случаях Суд рассматривается
как посредник между
Остро стоит вопрос
и о поддержании баланса
Общей исходной точкой для исследования проблемы оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей является положение, что Парламент (Конгресс, Национальное собрание) принимает законы, а президент (правительство, кабинет) проводит их в жизнь. Причем это правило закрепляется законодательно и редко подвергается сомнению.
Глава 4. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части.
4.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства.
Механизм государства
- есть система государственных
Государственные учреждения
- это такие государственные
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.
Аппарат государства - это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления функций.21 В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата.
Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.22 Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов:
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие:
В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
4.2. Органы законодательной власти
Органы законодательной
власти занимают центральное место
в структуре государственного аппарата.
Основным назначением этих органов
является законодательная деятельность.
Выделяя особую роль органов законодательной
власти в политической жизни общества
и государства, конституции отдельных
стран специально указывают не только
на то, что "парламент является высшим
органом государственной
Информация о работе Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма