Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:12, курсовая работа
Целью исследования темы “Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма” является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли …………………………………………………..5
Глава 2. Концепция разделения властей в российской науке ………….12
Глава 3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе…………………………………………………………… 16
Глава 4. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части
4.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…..21
4.2 Органы законодательной власти …………………………..24
4.3. Органы исполнительной власти …………………………..26
4.4. Органы судебной власти …………………………………..29
Глава 5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление………………………………………………….33
Заключение ………………………...………………………………………42
Список использованной литературы………………………
В ст. 124 Конституции Испании говорится: “Прокуратура без ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет своей задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных сторон”.
Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.
В Росси сформировалась
единая централизованная система органов
прокуратуры с подчинением
Глава5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление которое доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.
Термин “самоуправление” появился в Англии в конце 17 века, после Английской революции и означал, прежде всего, состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.
В настоящее время
под местным самоуправлением
понимается самостоятельная деятельность
граждан (под свою ответственность
и в соответствии с законодательством)
по регулированию, управлению и решению
непосредственно или через
Местное территориальное
самоуправление, вне всякого сомнения,
имеет прямое отношение к проблеме
организации народовластия в
государстве. Государство, будучи выразителем
общего интереса народа, обеспечивает
его реализацию, прежде всего в
форме закона, который уже в
силу этого обязателен для всех,
кому он адресован. Исполнение законов
осуществляется соответствующими органами,
в том числе и органами населения
районов, городов и других поселений.
Последние соединяют эту
Вторая характерная
черта местного самоуправления вытекает
из первой. Государственно-правовая природа
местного самоуправления определяется,
следовательно, не только необходимостью
децентрализации публичной
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом национальной государственности и поэтому являются частью конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь представительства”. Конституции субъектов германской федерации, развивая норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус исключительных обладателей “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они могут решать любую задачу публичной власти…”, кроме случаев, когда решение этих задач возложено на другие ведомства.
В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными предметами ведения субъектов федерации. Конституция V-й Французской республики (ст. 72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.
Конституция России
не только признает и закрепляет местное
самоуправление (ст. 3) , но и устанавливает
конституционный принцип –
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.
Возможность и необходимость
создания органов местного самоуправления
предусмотрена Конституцией РФ (ст.
131, п. 1) и федеральным законом
“Об общих принципах
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
При всем многообразии
конституционного подхода к муниципальному
управлению, все же прослеживается
главное в его сущности – публичность
власти этого социально-политического
института. Действительно, муниципалитеты
– это относительно децентрализованный
элемент организации
Право граждан на
осуществление местного самоуправления
детализировано в федеральном законе
“Об общих принципах
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:
К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:
К структуре органов местного самоуправления относятся:
В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст. 15, ч. 3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”). Вопрос об исполнительной власти федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей предусмотренное уставом муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п. 1 Закона). Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.
Это весьма важное конституционное положение, в сущности, подтверждает единое социально-политическое содержание публичной власти в государственной и муниципальной форме, то есть они являются двумя различными, но тесно взаимосвязанными формами народовластия в России.
Государственная власть
решает все вопросы социально-
Заключение
Анализируя исследуемую
тему, можно сделать вывод, что
в современных условиях существования
конституционного строя принцип
разделения властей имеет особенно
важное значение. Он нацелен на то, чтобы
предотвратить возвышение одной
из властей над другими, утверждение
авторитаризма и диктаторского
режима в обществе. Он предусматривает
систему “сдержек и противовесов”,
направленную на то, чтобы свести к
минимуму возможные ошибки в управлении,
односторонность подхода к
Информация о работе Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма