Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования темы “Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма” является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли …………………………………………………..5

Глава 2. Концепция разделения властей в российской науке ………….12

Глава 3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе…………………………………………………………… 16

Глава 4. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части

4.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…..21

4.2 Органы законодательной власти …………………………..24

4.3. Органы исполнительной власти …………………………..26

4.4. Органы судебной власти …………………………………..29

Глава 5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление………………………………………………….33

Заключение ………………………...………………………………………42

Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Теория разделения властей Курсовая.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

 

В ст. 124 Конституции  Испании говорится: “Прокуратура без  ущерба для функций, осуществляемых другими органами, имеет своей  задачей способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законов, в силу своих обязанностей или по ходатайству заинтересованных сторон”.

 

Органы прокуратуры  осуществляют также надзор за соблюдением  законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при  рассмотрении дел в судах, при  исполнении наказаний и других мер  принудительного характера.

 

Правовую основу деятельности органов прокуратуры  разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных  законах, регулирующих порядок организации  и деятельности прокуратуры.

 

В Росси сформировалась единая централизованная система органов  прокуратуры с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов  федерации назначаются Генеральным  прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются  им самостоятельно. Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются федеральным законом.

 

 

Глава5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление

 

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических  основ системы управления обществом  и государством, важнейший структурный  элемент устройства власти в большинстве  стран мира.

 

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны  с проблемами публичной власти, которая  существует в классовом обществе как государственная власть, осуществление  которое доверено, прежде всего, общенациональным государственным органам и должностным лицам в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными лицами.

 

Термин “самоуправление” появился в Англии в конце 17 века, после Английской революции и  означал, прежде всего, состояние английского  народа, самоуправляющегося с помощью  парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников.

 

В настоящее время  под местным самоуправлением  понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность  и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению  непосредственно или через формируемые  ими органами местного самоуправления, значительной части вопросов местного значения в интересах населения  данной территории, с учетом развития всего общества.

 

Местное территориальное  самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в  государстве. Государство, будучи выразителем  общего интереса народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего в  форме закона, который уже в  силу этого обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов  осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения  районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население  может стать основным субъектом  этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться  основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.

 

Вторая характерная  черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа  местного самоуправления определяется, следовательно, не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой  организации государственной власти вообще. Общеизвестно, что степень  децентрализации власти в демократическом  обществе должна детерминироваться  объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне “власти” должно быть столько, сколько ее необходимо для  эффективного жизнеобеспечения территориальных  сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.

 

В настоящее время  муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом  национальной государственности и  поэтому являются частью конституционного механизма государства.

 

Например, в Основном Законе ФРГ, статье 28 содержится норма, в соответствии с которой “в землях, уездах и областях народ должен иметь  представительства”. Конституции субъектов  германской федерации, развивая норму  федерального Основного Закона, предоставляют  общинам статус исключительных обладателей  “всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. Они  могут решать любую задачу публичной  власти…”, кроме случаев, когда  решение этих задач возложено  на другие ведомства.

 

В США и Канаде вопросы местного самоуправления являются исключительными предметами ведения  субъектов федерации. Конституция V-й  Французской республики (ст. 72) закрепляет территориальные коллективы – коммуны, департаменты, заморские территории, которые свободно управляются выборными органами при соблюдении условий, предусмотренных законом.

 

Конституция России не только признает и закрепляет местное  самоуправление (ст. 3) , но и устанавливает  конституционный принцип – норму  о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции отделяя  его от системы органов государственной  власти, которые не имеют право  осуществлять функции муниципального управления (ст. 12 Конституции РФ и  ст. 1 федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления РФ). Не обладают такими полномочиями и государственные  должностные лица.

 

Таким образом, местное  самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей  ему власти, предполагающая самостоятельное  решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных  органов, но в формах, только ему  присущих как бы “продолжает” их деятельность на местах.

 

Возможность и необходимость  создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией РФ (ст. 131, п. 1) и федеральным законом  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п. 6) . Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с  которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное  самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления.

 

При всем многообразии конституционного подхода к муниципальному управлению, все же прослеживается главное в его сущности – публичность  власти этого социально-политического  института. Действительно, муниципалитеты – это относительно децентрализованный элемент организации государства, являющийся в то же время частью конституционного механизма государства, которые учреждаются в интересах  местного населения, обладая при  этом финансовой и организационной  независимостью и правом местного нормотворчества  в пределах своей компетенции. Другим важнейшим принципом организации  и деятельности органов местного самоуправления является их подчиненность  и подконтрольность местному населению, которое их формирует.

 

Право граждан на осуществление местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ”. В  нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых  отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного  волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и  пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной  службе, через право граждан обращаться в органы и к должностным лицам  местного самоуправления.

 

Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение  их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов  местного самоуправления:

 

    • обеспечение участия населения в решении местных дел;
    • управление муниципальной собственностью;
    • обеспечение развития соответствующей территории;
    • охрана общественного порядка;
    • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 4,5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

 

К принципам местного самоуправления относятся следующие  основополагающие принципы:

 

      • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
      • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
      • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
      • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

 

К структуре органов  местного самоуправления относятся:

 

    1. представительные органы самоуправления;
    2. собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);
    3. главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);
    4. местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

 

В системе органов, формируемых в муниципальном  управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст. 15, ч. 3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”). Вопрос об исполнительной власти федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” решает путем введения в закон нормы, разрешающей предусмотренное уставом муниципального образования введение должности главы этого образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 16, п. 1 Закона). Это должностное лицо избирается гражданами на основе демократических принципов избирательного права, или представительным органом местного самоуправления из числа депутатов.

 

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для  их наиболее полной реализации Конституция  РФ (ст. 133) гарантирует:

 

    1. судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;
    2. компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
    3. гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а так же правовыми актами субъектов РФ.

 

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема как наделение  органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых ресурсов.

 

Это весьма важное конституционное положение, в сущности, подтверждает единое социально-политическое содержание публичной власти в государственной и муниципальной форме, то есть они являются двумя различными, но тесно взаимосвязанными формами народовластия в России.

 

Государственная власть решает все вопросы социально-экономического и политического характера, прежде всего в стратегических масштабах, в правовых актах законодательного характера и обеспечивает их исполнение средствами и методами, присущими верховной власти, в том числе посредством системы местного самоуправления. А уже имеющийся опыт формирования системы местного самоуправления показывает, что наделение его органов государственными полномочиями позволяет решать в принципе те же проблемы, но такими средствами и методами, которые центральная власть не может применить на местах. Однако это в свою очередь требует уточнения компетенции различных уровней власти, степени децентрализации и деконкретизации государственно-властных полномочий в управлении экономикой, сферой социально-культурного и бытового обслуживания населения.

 

Заключение

 

Анализируя исследуемую  тему, можно сделать вывод, что  в современных условиях существования  конституционного строя принцип  разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы  предотвратить возвышение одной  из властей над другими, утверждение  авторитаризма и диктаторского  режима в обществе. Он предусматривает  систему “сдержек и противовесов”, направленную на то, чтобы свести к  минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и  на этой основе повышение эффективности  всего механизма управления государственными делами.

Информация о работе Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма