Типология государства: современные оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящего исследования видится освещение историчес-ких подходов к типологии государств – формационного и цивилизационного: их сущности, отличия и качества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие за-дачи: дать краткую характеристику понятий государства, их типологии, охарак-теризовать типы государств с формационных и цивилизационных позиций, начиная с античных времен и до наших дней.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3




Типология государства: сущность и назначение…………….………… 6

Античные концепции типологии государства и права …………………....…… 8
Концепция духовных формаций Гегеля …………………..…………..……… 11
Концепция экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса …………………13

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств: сущность, отличия и качества ………………………...………………… 15

Типы государств с формационных позиций……………….…………… 19

Типы государств с цивилизационных позиций ………..….…………… 26

Типы государств с либертарно – юридических позиций …….…….… 30



Заключение ………………………………………………….……….……… 32



Список используемой литературы ………………………….…….…..…… 34

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курс.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

Курсовая работа по теории государства и права

 

 

 

 

Тема № 5: Типология государства: современные оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………  3

 

 

 

 

  1. Типология государства: сущность и назначение…………….…………  6

 

    1. Античные концепции типологии государства и права …………………....……  8
    2. Концепция духовных формаций Гегеля …………………..…………..……… 11
    3. Концепция экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса …………………13

 

  1. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств: сущность, отличия и качества ………………………...………………… 15

 

  1. Типы государств с формационных позиций……………….…………… 19

 

  1. Типы государств с цивилизационных позиций ………..….…………… 26

 

  1. Типы государств с либертарно – юридических  позиций …….…….… 30

 

 

 

Заключение ………………………………………………….……….……… 32

 

 

 

Список используемой литературы ………………………….…….…..…… 34

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основной закон любого государства дает определение его типа и формы правления.    Конституция Российской Федерации гласит, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 1

Одной из основных задач теории государства является определение, объяс-нение основных характеристик государства, которыми являются его главные признаки, раскрывающие природу государства, его понимание (понятие).  По-знать природу  государства –  значит выявить главное и определяющее в его функционировании и  развитии, в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единстве всем многообразным и противоречивым свойств, сторон и форм, как самостоятельный и целостный социальный институт.

Раскрытие природы государства на этапе его существования, функциони-рования и развития требует дальнейшего теоретического продвижения в этом направлении, предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества. Таким образом, современ-ная теория государства рассматривает два тесно взаимосвязанных, протяжен-ных во времени процесса в государственной организации человечества – про-цесс происхождения государства и процесс его существования, функциони-рования и развития. 

Само понятие «сущность государства» стало широко использоваться на  предыдущем этапе отечественной теории государства и права, опиравшейся на  материалистическую интерпретацию платоновской и гегелевской диалектики. В рамках этой интерпретации утверждалось, что научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных, позитивистских сторон государства, а проникать вглубь любых явлений и процессов, в том числе и государства. И под сущностью государства понимались его классовая

природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Государство понималось как машина, орудие для насилия одного класса над другим, для обеспечения эксплуатации (кроме социалистического государ-ства). Утверждалось, что открытие классовой природы государства и тем са-мым его сущности – это великая научная заслуга марксистской теории государ-ства и права, а характеристики формы государства, его функций – это хотя и важное, но все же вторичное для познания государства обозначение. Эти харак-теристики определяются сущностью государства.

При таком теоретическом понимании сущности государства становятся по-нятными и те практические следствия, выводы, которые были положены в ос-нову деятельности властей на социалистическом этапе российской государстве-нности. Это и использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, в том числе его персонофици-рованных приверженцев, и насильственные формы социалистическим пре-образований. Да и вся устрашающая механическая система представлений о государстве – машина, орудие, механизм – работала исключительно на господ-ство, власть одной партии, а затем и ее лидеров – генеральных секретарей.

За бортом рассуждений о сущности государства оставались многие иные его характеристики. В первую очередь это касается того общесоциального содержания, которое заключено в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государст-во. Этот культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства как хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократичес-ких процессов, позволяющим этносу выжить и воспроизводиться в современ-ным условиям глобальным кризисов: экологического, демографического, энергетического, сырьевого и др.

Поэтому в рамках современной теории государства становится актуальным не столько догматическое и вульгаризированное описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства.

При этом важно учитывать, что и сама-то классовая природа современных государств менялась весьма зримо в направлении выражения и обеспечения общесоциальных целей и интересов общества.

Именно всесторонняя характеристика государства, а не только сведение ее к классовой «сущности» ведет к необходимому пониманию и определению государства.

Только такой подход позволяет отказаться от предыдущих застывших определений государства, которые в изобилии имеются у многих философов, юристов и политиков. Вот почему, неизменно учитывая «классовый след» в природе государства, становится необходимым рассматривать и другие его характеристики, такие как, политическую, структурную, территориальную организацию, взаимосвязь с этнокультурными пластами, традициями, духовной жизнью и т.п. Государство оказывается не только машиной, орудием, механиз-мом принуждения, насилия, но и большой социальной и культурной ценно-стью, объективной организацией на этапе формирования раннеклассовых об-ществ, «городской революции» (города-государства), становления цивилиза-ции. И сущность его не сводится только к классовой природе. Поэтому и подходы при научной классификации (типологии) государств – различны.

Вопросы государства и права никогда, с древних времен, не теряли своей актуальности и всегда будут интересны для изучения как любым индивидуу-мом, так, в особенности, и юристами.

Основной целью настоящего исследования видится освещение историчес-ких подходов к типологии государств – формационного и цивилизационного: их сущности, отличия и качества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие за-дачи: дать краткую характеристику понятий государства, их типологии, охарак-теризовать типы государств с формационных и цивилизационных позиций, начиная с античных времен и до наших дней.

1.Типология государства: сущность  и назначение

 

 

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно, в первую очередь, выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержа-ния означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его типа (формы) - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создава-лись самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. 2 Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеоло-гических и философских позиций, которые они занимали.

Одной из первых теорий происхождения государства и права была теоло-гическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представите-лями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеологии ислама и современной католи-ческой церкви (неотомисты - Жак Маритен и др.).

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее осно-вателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Представителями этой теории были Блюнчли, Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государ-ства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчи-няться, подражанием, зависимостью от элиты первобытного общества, осозна-нием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е. в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограничен-ная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их предшест-венников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что государство воз-никает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изме-нения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Выводы: Какие бы мы теории не рассматривали, но жизнь вносит свои коррективы и в истории мы видим взаимопроникновение (конвергенцию) различных типов государств. Справедливым представляется утверждение Л.Гумпловича (являющегося представителем теории насилия происхождения государства и права) о том, что «учение о различии государств или о государ-ственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и опре-деление понятия государства». 3 Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о классификации государств. В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В связи с этим, важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государства, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. В прошлой и современной истории имеются различные варианты такой классификации.

 

    1. Античные концепции типологии государства и права

 

Издавна предлагались самые различные подходы и варианты решения дан-

 

ной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме античные философы и юристы (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и другие) высказывали разнообразные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под типом государства, какие типы государств существуют, чем они отличаются друг от друга. Как правило, они делили различные формы госу-дарств на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных государств относили те формы, где власть осуществляется на основе закона и в общих интересах, а к неправильным формам – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.

Один из величайших мыслителей античности – Платон исходил, например, из того,  что  идеальной  формой  правления  « идеального  государства »  как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались как правильные формы – царская власть («законная монархия» - правление одного лица на основе законов) и законная демократия – то есть власть демоса на основе зако-на. Им выделялись и три неправильных формы  государств – тирания (незакон-ная власть одного), - олигархия (незаконная власть немногих) и  незаконная демократия (власть демоса не на основе законов).

Информация о работе Типология государства: современные оценки