Тоталитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Так сложилась постоянная власть, из которой 5 - 6 тысяч лет назад выросло государство — «могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами»1.
Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
1. Понятие и признаки тоталитарного государства.................................................5
2. Задачи тоталитарного государства, функции и способы осуществления власти............................................................................................................................9
3. Виды тоталитарного государства ........................................................................13
Заключение.................................................................................................................24
Нормативные акты и литература.....................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Другой характерной  чертой политической системы тоталитаризма  является слияние всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в руках диктатора и партийной элиты.

Партийная олигархия  сама подбирает состав псевдопарламента (законодательной власти), единогласно  одобряющего все ее действия и  принимающего необходимые политократии законы.

Политическая бюрократия претворяет свою волю в административные и исполнительные акты через правительство, состоящее из высокопоставленных партийных  функционеров. Она же контролирует работу судов, нередко прямо предписывая  судьям желательные для партийной плиты приговоры, если судебный процесс имеет для нее какое-либо значение.

Как отмечал исследователь-политолог  К. Гаднелев, «все три власти становятся своего рода звеньями... партии, подобно  партийным органам»12.

В итоге характерными для политической системы тоталитаризма являются отсутствие равенства всех граждан перед законом и судом, социальная, национальная и политическая дискриминация.

 

3 Виды тоталитарного государства

1. Фашистское тоталитарное государство

 «Фашизм» (от итальянского fascio - пучок, связка, объединение) - это «идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».13 Уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. С довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм». В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что «тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого государственного центра».14 Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества».15

Тоталитаризм представляет собой  принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.

Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство - это  тот центр, вокруг которого вращаются  все и вся.

Уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма».16

К первому признаку тоталитарного  фашистского государства следует  отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы  государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая  концентрация власти с точки зрения формы правления представляет собой автократию, для которой характерны:

1) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти;

2) принцип «вождизма» (причем вождь харизматического типа).

Второй признак - однопартийная  политическая система, не допускающая  никаких иных политических организаций. «Государство - это партия. Партия - это вождь плюс элита. … правление  государством должно осуществляться через  элиту для народа»17. Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

Во-первых, идеальной основой однопартийной  политической системы становится единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции  или критики. Основным методом такой идеологии является массовая пропаганда, базирующаяся на социальной, расовой, националистической демагогии.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим  отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти.

Третьим признаком тоталитарного  фашистского режима является наличие  общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима.

Общественно-политическое движение (ОПД) формируется в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его как оппозиционное. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по нескольким причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения «тоталитарной идеи». Во-вторых, через ОПД достигается полный контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. При фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан. В-третьих, ОПД позволяет осуществить не просто тоталитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму.

Наличие общественно-политического  движения - массовой социальной базы - создаёт видимость какого-то подобия  «народовластия», демократии, отсюда и  определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. В Германии фашистский режим ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное движение существовало с 1933-го и примерно по 1958 годы, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.

Четвертым признаком  тоталитарного фашистского режима является организованный государством террор, основанный на постоянном и тотальном насилии. Государство непрерывно терроризирует народ, порождая неуверенность и страх. Пропаганда является важнейшей частью государственного насилия над населением, только насилием не физическим, а умственным, духовным. В конечном счете, такое давление со стороны государства ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Очень точно описывает  состояние индивида в атмосфере  террора, исходящего от государства, Ж. Желев: «Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и - это его последний секрет - вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана»18.

Пятым признаком тоталитарного  фашистского режима является экономическая  автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда государств из патриархального состояния и включением их в новую систему стран с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

С точки зрения внутреннего  развития тоталитарному фашистскому  режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая  структура. Более того, стоящей у  руководства группировке нужна  такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.

Первый путь - это террор и вытеснение тех элементов промышленного и финансового капитала, которые отказывались от сотрудничества с режимом либо сотрудничали с ним, по мнению лидеров режима, недостаточно эффективно. Экспроприированные предприятия переходили в собственность государства или передавались лояльным режиму элементам (пример - экспроприация собственности евреев в гитлеровской Германии).

Однако в основном формирование экономической структуры  тоталитарного государства шло  по второму пути - мирного сотрудничества. Особенно это касается периода становления тоталитарного режима. Причиной тому была взаимная заинтересованность как тоталитарных режимов в монополиях, так и монополистов в режиме твердой власти. «Железная рука», наводящая порядок в стране, была для монополий, несомненно, предпочтительнее сложного механизма демократического государства. Кроме того, не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов, позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами, широко используя внеэкономические формы эксплуатации, характерные для докапиталистических формаций (принуждение силой, широкое использование подневольного труда и т. п.). Жесткая централизация и террор со стороны режима в отношении всяких демократических тенденций позволяли тесно связанным с режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. В свою очередь, монополии благодаря активной, прежде всего финансовой, помощи создавали для руководства тоталитарного движения экономическую базу. Позже, утвердив репрессивный режим, стоящая у власти группировка не просто участвовала в прибылях монополий, но выдвигала претензий, на все большую их долю. Так или иначе, на начальном этапе тоталитарного господства союз режима с крупным капиталом базировался на взаимной заинтересованности.

Шестой признак тоталитарного  фашистского режима - антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально  может и не проявляться, но внутренне  присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеется  лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой формы, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Хотя на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.

По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за «национальную независимость». И  в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все  свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и происходит антикапитализм.

Идеальным государством теоретики фашизма считали государство  всеобъемлющее, включающее в себя все  сферы человеческой деятельности. А  идеальной политической системой - ту, которая в состоянии полностью контролировать не только все действия своих граждан, но и их мысли, идеалы, стремления.

2. Коммунистическое тоталитарное государство

Первым коммунистическим тоталитарным государством в мире был  Советский Союз. В результате победы во второй мировой войне он распространил свое политическое и экономическое влияние на страны Восточной Европы и Азии. СССР был наиболее крупным и развитым из всех коммунистических государств того времени и поэтому он стал для них чем-то вроде эталона. Режим, который ныне называется тоталитарным, сложился в Советском Союзе в результате социально-политических сдвигов 1930-х годов.

К числу наиболее важных черт коммунистической тоталитарной системы  можно отнести:

1) управляющая страной элита была сформирована в период ослабления общества военными катаклизмами. Получив власть, она начинает уничтожать механизмы контроля со стороны общества над ней и, разрушая традиционные социальные структуры, резко расширяет свою власть над обществом;

2) «сверхцентрализм»19, необходимый правящей верхушке для господства, приводит к образованию элиты внутри ее самой, появляется культ личности, формируются различные группы в самой партии (фракции). Борьба за власть время от времени принимает кровавый характер;

3) все сферы общества подчиняются руководству партии, а большинство несогласных с этим подчинением структур уничтожается;

4) рост промышленного производства стимулируется применением внеэкономических форм принуждения к труду;

5) создание крупных форм государственного хозяйства, ориентированных на военно-промышленный комплекс;

6) государством осуществляются «культурные революции», целью которых является духовное преобразование общества, создание социалистической культуры, борьба с неграмотностью, уничтожается или подавляется «враждебная буржуазная культура»20, господствует искусство агитационного характера.

Установившаяся общественная структура по ряду параметров соответствовала  другим тоталитарным режимам, таким  как гитлеровский режим в Германии. Но всё-таки полностью отождествлять их нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения исходил из классового господства, а нацизм - из расового. Тотальная целостность общества в СССР достигалась путем сплочения всех против «классового врага»21, потенциально угрожавшего режиму. Это подразумевало под собой более радикальную, чем в фашистских системах, трансформацию общества на базе трудящихся классов, и направленность режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х годов). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, она не сопровождалась расовыми чистками (преследования по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.). Диктатура в СССР была вынуждена прикрываться высокими идеалами, унаследованными от социалистической мысли. Конституция 1936 года провозглашала демократические избирательные права, которых не было даже в некоторых развитых западных государствах, гарантировалось даже право создания общественных. Но на практике все выходило иначе.

Информация о работе Тоталитарное государство