Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:33, реферат
История политической мысли знает немало попыток объяснить: что такое государство? Многие из них (например, органические теории, исходившие из аналогии с человеческим организмом, колониями пчел и муравьев) почти целиком относятся к прошлому. В современной же научной литературе можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата), классический (государство как совокупность трех слагаемых — власти, территории, населения), юридический (государство — юридическая персонификация нации), социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении) и кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).
ТРИ ИПОСТАСИ ГОСУДАРСТВА
Чиркин В.Е.*
Государство и право.1993. №8. С.107-116.
История политической мысли
знает немало попыток объяснить:
что такое государство? Многие из
них (например, органические теории, исходившие
из аналогии с человеческим организмом,
колониями пчел и муравьев) почти
целиком относятся к прошлому.
В современной же научной литературе
можно выделить пять основных подходов
к понятию государства: теологический
(широко используется в мусульманских
учениях в связи с концепцией
халифата), классический (государство
как совокупность трех слагаемых
— власти, территории, населения), юридический
(государство — юридическая
Не все из этих подходов,
школ, направлений сосредоточивали
внимание на сущности государства, понимаемой
в философском, а не социологическом,
точнее — социальном смысле этих слов.
Некоторые из них анализировали
скорее условия его существования
(например, классический подход), другие
— формы, полагаемые идеальными (мусульманские
фундаменталистские учения), третьи —
рациональные структуры его организации
(теория разделения властей) и т.д. Тем
не менее в большинстве из них
содержится “рациональное зерно”,
которое зачастую игнорировалось скованной
догмами отечественной
Многие ученые, писавшие о
государстве, в том числе автор
настоящей статьи, к сожалению, сожалению,
недооценивали, а нередко прямо
игнорировали богатое наследие
прошлого, как отечественное, так
и зарубежное, выпячивая, в частности,
роль государства как “машины
угнетения” (в капиталистическом
обществе), или, напротив, его хозяйственно-
Конечно, было бы недопустимой
ошибкой зачеркнуть все, что было
внесено в государствоведение марксистским
направлением. Сформулированные Энгельсом
признаки государства на основе сопоставления
его с родовым строем раскрыли
многие существенные стороны государственной
организации (хотя административно-
В настоящей статье внимание читателя обращено не на признаки, а на некоторые качества государства. При этом разделяя точку зрения о многокачественности явлений (есть и другие философские позиции), мы считаем, что государство как сложный общественный институт не может быть ограничено каким-то одним, хотя и основным, качеством.
Традиционно в марксистской
литературе государство исследовалось
преимущественно как
В последние годы стала
разрабатываться и проблема постсоциалистического
государства, понимаемого как “государство-
Научная литература располагает
и другими характеристиками государства,
отражающими различные его
Государство — универсальная организация
Что касается марксистской литературы,
то качества государства как организации
неоднократно отмечались в работах
В.И. Ленина (присутствовало и само слово
“организация”)[2]. Термины «государство
— машина угнетения», «аппарат», даже
“дубина” в руках одного класса
против другого широко использовались
в марксистской литературе. Исследовались
и некоторые отличия этой организации,
скажем, от родового строя, но основное
внимание уделялось ее социальному
характеру. На социальном признаке в
марксистской литературе основаны все
главные классификации
Обычным было понятие государства
как политической организации, но трактовалось
оно тоже неодинаково. В определениях,
приводимых в философских и политических
словарях, издававшихся в СССР, понятие
государства как политической организации
нередко расширялось по существу
до отождествления его с самим
обществом, политически (государственно)
организованным, говорилось, что “…
государство — политическая организация
общества[3]. При этом речь шла, разумеется,
об обществе в целом, а не об одной
из его политических организаций. Такой
подход в известной мере коренился
в некоторых высказываниях
Ныне в государствоведческих
исследованиях на первый план все
чаще стали выдвигаться не вопросы
политической организации общества,
а проблемы политической власти в
нем. При этом определение государства
как политической) организации или
даже как одной из политических организаций
в обществе не раскрывает в достаточной
мере всего набора его организационных
свойств. Часто встречающаяся
На наш взгляд организационные качества государства имманентно присущи его универсальному для данного общества (очерченного государственными границами) характеру. В эту организацию входят все находящиеся на данной территории лица, независимо от того, желают или не желают они этого: граждане, лица без гражданства, с двойным (множественным) гражданством, иностранцы. Они уплачивают на содержание этой организации не добровольные (как во многих партиях), а обязательные взносы (налоги), освободиться от которых, да и то не всегда, они могут, лишь покину! территорию данной организации. Во многих случаях различные сборы уплачиваюТ’1ГТра:я^^ за пределами своего государства, если они, например, получают заработную плату от государства или имеют определенные виды собственности на территории государства (последнее относится и к иностранцам). Все другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее (их деятельность регулируется законами, принятыми государственными органами). В зависимости находятся и все юридические лица, сами органы государства. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве останется, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.
В современном социально
асимметричном обществе нет другой
аналогичной универсальной
Лишь в некоторых африканских
странах как социалистической ориентации
(ориентированных на тоталитарный социализм),
так и ориентации капиталистической
(формы искаженного, тоталитарного
капитализма в политическом строе)
были предприняты попытки создать
еще более универсальную
В зарубежной литературе пределы
универсальности государства
Более основательно, в основном в международно-правовой литературе, разработан взгляд о соотношении универсальности государства и этноса. Считается, что любой этнос, сознающий себя в качестве нации, вправе создавать свою суверенную или автономную организацию публичной политической власти, и это право признается и защищается мировым сообществом. Не может быть никаких юридических аргументов против политического самоопределения любой, даже
самой малочисленной, нации, если при этом не нарушаются права человека и права проживающих вместе с ней других этносов[4]. Правда, вопрос об эффективности и даже жизнеспособности малого государства при этом не ставился, а само понятие этноса, народности, нации и особенно этноса, осознающего себя нацией, остаются в литературе довольно неопределенными (правда, эти последние проблемы уже выходят за сферу юридических наук).
Из сказанного видно, что
проблема универсальности государства,
ее различные аспекты на конкретном
страноведческом материале в
государствоведении в должной мере
еще не разработаны. Между тем
многие из таких вопросов в условиях
современных тенденций “
Словом, исследование разносторонних
качеств универсальности