Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:04, реферат
Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724–1804) был в Германии первым, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма, в связи с чем, Канта по праву называют философом свободы. Квинтэссенцией этики мыслителя является учение о том, что человек – существо не только природное, но и свободное. «Кант пролагает новые начала развития и определяет направление юридико-политической мысли XIX века»1
У Канта разделение властей представлено иначе, чем у Ш .Л.Монтескье. Если Монтескье разделение властей основывает на системе сдержек и противовесов, то Кант считает законодательную власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает судей. Кант предусматривает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования. 30
Судебная власть, по Канту, осуществляет правосудие: «Судебное решение (приговор) есть единичный акт общественной справедливости (iustitiae distributivae), осуществляемый государственным должностным лицом (судьей или судом) в отношении подданного, т.е. лица, принадлежащего к народу... причем цель этого акта – присудить (предоставить) ему свое». 31Таким образом, «суд обладает судейской властью применить закон для определения действия в исковом деле и через исполнительную власть каждому взыскать свое. Следовательно, только народ может творить суд над каждым в его составе, хотя и опосредствованно, через им самим избранных представителей (суд присяжных)». 32
«Итак, – говорит Кант, – таковы три различные власти (potestas legislatoria, executoria, iudiciaria), благодаря которым государство (civitas) обладает автономией, т.е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы. – В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipublicae suprema lex est); под благом государства подразумевается не благополучие граждан и их счастье – ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотическом правлении: под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив». 33Именно благополучие и счастье граждан – вот основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, через правовую организацию государства с разделением властей.
Кант предлагает следующую классификацию форм правления: 34
1) Формы правления, по
числу законодательствующих
а) автократия (абсолютизм);
б) аристократия;
в) демократия.
Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.
2) Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления:
а) республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной;
б) деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.
По Канту, самодержавная
форма власти, вполне может быть
республиканской (поскольку в ней
четко разделены
Государь, правитель наделяется
только правами. Кант оспаривает право
народа наказывать главу государства,
если даже тот нарушает свой долг перед
государством. Осуждается также право
на восстание и допускается только
легальное и в некотором смысле
пассивное сопротивление
Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы.
В отношении изменения
форм государства Кант пишет: «Все же
суверен (народ) должен иметь возможность
изменять существующее государственное
устройство, если оно не согласуется
с идеей первоначального
Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.
Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне. Он выдвигает проект установления "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.
Лучшей формой государства
Кант считает республику (как правовой
союз) с разделением властей, так
как здесь сочетаются закон, свобода
и принуждение. В анархии есть
свобода, но нет закона и принуждения.
В монархии есть закон и принуждение,
но нет свободы. Однако формам государства
Кант не придает особого значения.
Главное, считает он, – это методы
властвования, т.е. политический режим,
а не форма правления. Говоря о
политическом режиме, Кант уделяет
внимание соотношению исполнительной
и законодательной власти. Если они
объединены в одном лице, то тогда
наступит деспотия. Наилучшей формой
государства (как формы правления)
он считает конституционную
«Государственные формы, – отмечает Кант, – это всего лишь буква (littera) первоначального законодательства в гражданском состоянии, и они могут существовать до тех пор, пока они как принадлежность механизма государственного строя считаются по старой и длительной привычке (следовательно, лишь субъективно) необходимыми. Но дух первоначального договора (anima pacti originarii) налагает на устрояющую власть обязательство делать способ правления соответствующим идее первоначального договора и, если этого нельзя добиться сразу, постепенно и последовательно так изменять это правление, чтобы оно по своему действию согласовалось с единственно правомерным строем». 36
Таким образом, И. Кант в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Он считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвел под него философско-этическую основу.
Заключение
На философию Канта очень повлияли события того времени, прежде всего, это революция во Франции, восстания ткачей в Германии. Кант был сторонником идей свободы и исполнения государством тех прав, которым его наделило общество. Исходя из этого понятно, почему Кант отошел от своих космогонических идей и обратился к государству и праву.
Учение Канта о праве стало основой для нормативизма, оно исходит из представления, что нормы права абсолютно независимы от законов развития общественной жизни и принципиально отличаются от них по своему характеру, так как представляют собой требования должного, в то время как законы природы и общественной жизни выражают необоснованность, в которой воля человека бессильна.
С учением Канта тесно связана теория правового государства, так как Кант считал, что цели государства являются обеспечением торжества права. Государство должно подчиняться требованиям конституции.
Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Естественное право у Канта разделяется на частное и публичное. Частное - совокупность правовых отношений в так называемом естественном состоянии, где люди относятся друг к другу только как индивиды. Публичное - правовые отношения, существующие в государстве между гражданами.
Кант определяет государство как соединение большего (меньшего) числа лиц под действием права. Таким образом, Кант изображает государство как правовую организацию. Цели государства, по Канту, - не счастье граждан, а торжество идеи права.
В основу классификации форм правления Кант положил два признака: число законодательных лиц; наличие (отсутствие) разделения власти. По первому признаку формы правления делятся на автократические, аристократические, демократические. По второму признаку: республиканские, деспотические. Автократия - одна из лучших форм. Демократия - худшая, так как наиболее сложная форма правления.
Кант много работал над темой «народ и власть».
Народ не имеет прав сопротивляться высшей законодательной власти. Государственная власть не может иметь частную собственность, так как иначе она могла бы забрать всю собственность и уничтожить ее.
Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как народы в них отстаивают свою независимость. Он отрицает, что во время войны все дозволено и считает необходимым запретить коварные средства: шпионаж, тайные убийства. Война не может быть сама по себе целью, но может быть только средством для восстановления мира народов.
Цель человечества - стремление к миру.
Кант предлагал организовать федерацию
государств, в которых государственный
строй каждого государства
Иммануил Кант оставил глубокий след в развитии политико- правовой мысли в мире. Он хорошо знал, что живет не в том государстве, идею которого разработал в "Метафизических началах учений о праве". Либеральные традиции кантовского учения о правах и свободах человека и гражданина, идеи Канта о правовом государстве и правовом законе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества. В конституциях большинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой государственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государства. Особое значение имеют эти ценности для государства (тем более и для России), выбравшего демократический правовой путь развития.
Список литературы
1. Кант И. Метафизика
нравов в двух частях // Кант
И. Критика практического
2. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 М., 1965.
3. Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001.
5. История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006.
6. Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.
7. Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007.
8. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000.
9. Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. - М.,1995.
10. Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 1988.
11. Четвернин В. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1998.
12. Шульц И. Разъясняющее
изложение "Критики
1 Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. - СПб: Алетейя, 2000. С. 216.
2 История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2000., с. 92
3 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 113.
4 История правовых и политических учений / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Зерцало, 2006. С. 114.
5 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 97.
6 Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. С. 98.
7 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 285
8 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 286.
9 Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики практического разума". - М: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 36.
10 Мамут Л.С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. - М.,1995. С. 216.
11 Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. - М., 2007. С. 317.
12 Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С.306.
13 Там же. С. 291 - 292.
14 Кант И. Метафизика нравов в двух частях. С. 290.
15 Там же. С. 310 - 311.
16 Кант И. Метафизика нравов в двух частях. С. 318.
17 Там же. С. 329
18 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С.324.
19 Там же.С. 351.
20 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 354.
21 Там же. С. 353.
22 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 353.
23 Там же. С. 355.
24 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 353.
25 Кант И. Метафизика нравов в двух частях. С. 353.
26 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 382.
27 Там же. С. 357.
28 Там же. С. 358.
29 Там же.
30 Кузнецов В. Н.Немецкая классическая философия. - М.: Высшая школа, 2001.С. 327
31 Кант И. Метафизика нравов в двух частях . С. 358 - 359.
32 Там же. С. 378.
33 Там же.
34 Суслова Л. А. Философия И. Канта. - М. Высшая школа, 1988. С. 215.
35 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 394.
36 Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995. С. 397.