Федеральные суды и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

В данной работе в общих чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

Эта общая идея положена в основу Закона о военных судах, о чем свидетельствует сказанное  в его ст. 4: «Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

  1. нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  2. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  3. нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Важно подчеркнуть и то, что по закону военные суды, как  и гражданские, самостоятельны и  никому не подотчетны. Об этом недвусмысленно сказано в ч. 2—4 ст. 5 Закона о военных судах. Их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками — она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц. Особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы.

Российские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции. Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов, в конечном счете, осуществляет Верховный Суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное, а значит, и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем, которые одеты в военную форму. Далее рассмотрим юрисдикцию различных звеньев военных судов.

 

Гарнизонные военные  суды

 

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее  большинство уголовных, гражданских  и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных  дел такого рода они должны рассматривать  по первой инстанции все дела, кроме  тех, которые подсудны военным, судам среднего звена и тех, которые при определенных условиях могут быть приняты к рассмотрению Военной коллегии Верховного Суда РФ. Им также приходится принимать решения по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения по гражданским делам ввиду новых и вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Окружные (флотские) военные суды

 

Среднее звено военных  судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих  военных структурных образований  этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается  на территории одного или нескольких субъектов Федерации. На них возлагается  выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а  также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и  обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых и  вновь открывшихся обстоятельств.

Окружные (флотские) военные  суды уполномочены рассматривать:

По первой инстанции —  уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к ведению верховных  судов республик, краевых, областных  и приравненных к ним гражданских  судов, и воинских преступлениях, за совершение которых может быть назначено  наказание в виде лишения свободы  на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Законы о военных судах и ч. 3 и 6ст. 31 УПК), а также гражданские дела, связанные с государственной тайной.

В качестве второй (кассационной) инстанции — дела по кассационным жалобам и (или) по представлениям государственных  обвинителей или вышестоящих  прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и  постановления гарнизонных военных  судов, принятые ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона и ч.4 ст. 335 УПК).

Дела по проверке в  надзорном  порядке законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров, рений по гражданским делам, определений и постановлений гарнизонных военных судов., а также определений и постановлений, принятых окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона, п. 3 ч. 2 ст. 402 УПК, ч. 2 ст. 377 ГПК).

Дела о проверке ввиду  новых и вновь открывшихся  обстоятельств вступивших в законную силу приговоров военных гарнизонных  судов, а также вынесенных самими окружными (флотскими) судами решений  по гражданским делам (ч. 4 ст. 14 Закона, п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК и ст. 393 ГПК).

 

Военная коллегия

 

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам  является Верховный Суд РФ, в составе  которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия. Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции  всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции  она рассматривает:

1) гражданские дела об  оспаривании ненормативных актов  Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) уголовные дела о  преступлениях, в совершении которых  обвиняется судья военного суда  или состоящий на военной службе  депутат Федерального Собрания, если им заявлено соответствующее  ходатайство, а также иные уголовные  дела о преступлениях особой  сложности или особого общественного  значения, которые Военная коллегия  вправе принять к своему производству  при наличии ходатайства обвиняемого  (подсудимого).

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по  отношению к военным судам  среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению  ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения  ввиду новых или вновь открывшихся  обстоятельств.

 

 

4. Высший Арбитражный Суд РФ

 

Высший Арбитражный Суд  РФ в соответствии со ст. 127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители  Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.

Всей работой Высшего  Арбитражного Суда РФ руководит его  Председатель, являющийся по закону судьей, осуществляющим многие другие полномочия.

К общим полномочиям Высшего  Арбитражного Суда РФ относится:

  1. рассмотрение дел в первой инстанции (рассматриваются дела о признании недействительными — полностью или частично — не нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, если они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации);
  2. рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов;
  3. пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим Арбитражным Судом и вступивших в законную силу судебных актов;
  4. обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст.125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  5. обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  6. изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики;
  7. разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;
  9. осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иному обеспечению;
  10. решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;
  11. осуществление других полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ, Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Помимо этого Высшему  Арбитражному Суду РФ принадлежит право  законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению.

Внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними регулируются принимаемым Высшим Арбитражным Судом РФ Регламентом, обязательным для всех арбитражных судов.

Осуществление основного  процессуального полномочия Высшего  Арбитражного Суда РФ — рассмотрение дел по существу — происходит в судебных коллегиях.

Организационная работа в  Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и  в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный Суд  РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

На основе изучения и обобщения  практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатываются и в установленном порядке вносятся предложения по совершенствованию законодательства. К этой работе привлекаются по согласованию с руководителями соответствующих организаций их специалисты и ученые.

Арбитражные суды могут осуществлять иные мероприятия, связанные с проведением  научно-исследовательских работ  по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Как ранее говорилось, что  к данной категории судов относятся  Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов). Нужно кратко рассмотреть основные полномочия данных судов.

 

Арбитражные суды основного звена

 

Арбитражные суды первой инстанции  в республиках, краях, областях городах  федерального значения, автономной области, автономных округах называются арбитражными судами субъектов РФ. По предложению  Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо  формирование арбитражных судов  безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов РФ может действовать  один арбитражный суд, и, наоборот, на территории одного субъекта РФ могут  быть образованы несколько арбитражных  судов.

По решению Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ в целях  приближения правосудия к месту  нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся  или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами основного звена, в их составе  могут быть образованы постоянные присутствия, которые располагаются вне места  его пребывания. Такие присутствия осуществляют полномочия арбитражного суда основного звена.

Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных  судов на районном уровне. Поэтому  арбитражными судами основного звена  и считаются арбитражные суды субъектов РФ. Из чего следует, что  деятельность арбитражных судов  основного звена занимает центральное  место. Поскольку именно здесь в  первую очередь реализуются задачи, поставленные законно перед арбитражным  судопроизводством.

В арбитражных судах основного  звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров. Обязанности  по разрешению арбитражных дел в  коллегии распределяются между судьями  председателем этой коллегии с использованием территориального (зонального), предметного (функционального) и предметно-зонального принципа распределения дел.

К полномочиям арбитражного суда субъекта Российской Федерации  относится:            

  1. рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда  РФ;
  2. рассмотрение в апелляционной инстанции повторно дел, рассмотренных в этом суде в первой инстанции;
  3. пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им  и вступивших в законную силу судебных актов;
  4. обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  5. изучение и обобщение судебной практики;
  6. подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  7. анализ судебной статистики.

В целях улучшения деятельности арбитражных судов в них постоянно  проводятся обобщения судебно-арбитражной  практики. С учетом результатов таких  обобщений организуется работа по изучению законодательства, повышению квалификации сотрудников, а все по подготовке предложений об изменении и дополнении действующего законодательства.                     

Информация о работе Федеральные суды и их классификация