Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, реферат
В данной работе в общих чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе в общих чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов. Структура судебной системы в целом определяется также предписаниями Закона о судебной системе и ряда других законодательных актов: Закон о судоустройстве, Закон об арбитражных судах, Закон о военных судах, Закон о мировых судьях.
Актуальность работы обусловлена
тем, что в настоящее время, как
в России, так и в других странах
в результате изменения политических
и социально-экономических
Цель работы – дать общую характеристику федеральным судам в РФ.
Объектом являются федеральные суды РФ.
Предметом в работе являются структурные элементы строения федеральных судов в РФ.
Задачи:
1. Федеральные суды и их классификация
Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Сразу отметим, что исходя из названия работы, нас интересуют только федеральные суды и их классификация.
Переходя к классификации федеральных судов в РФ, следовало бы всю совокупность федеральных судов сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую – Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью – Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
Стоит отметить, что Верховный Суд РФ, как одна из подсистем, включает в себя наибольшее количество федеральных судов. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Их часто называют «гражданскими», «гражданскими (общими)» или «общими (гражданскими)» судами.
К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются, прежде всего, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городского федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Так же к этой подсистеме относятся и военные суды, образующие особую ветвь. Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов, а также Военной коллегии, составляющей одну из основных подразделений Верховного Суда РФ.
В третий блок федеральных Судов включены арбитражные суды. К этой категории судов относятся Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов).
Сложившуюся к настоящему времени российскую судебную систему можно посмотреть в приложении.
При усвоении материала об устройстве судебной систем вообще, а не только российской, можно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся, прежде всего «звено судебной системы» и «судебная инстанция».
Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):
Подобным образом организованы и военные суды:
Подсистема арбитражных судов 4 июля 2003 г., стала четырехзвенной (до этого момента она была трехзвенной). В ее состав входят:
Характеризуя судебные инстанции, нужно сказать, что судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). К таким инстанциям относятся:
Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.
В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды: им не дано право быть судами первой инстанции.
Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной инстанции возложена на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В системе арбитражных судов такую функцию выполняют арбитражные апелляционные суды.
Одна из основных особенностей
разбирательства судебных дел в
апелляционной инстанции
В системе судов общей
юрисдикции (гражданских и военных)
в качестве кассационных инстанций
могут выступать все суды, кроме
районных и гарнизонных военных
судов, а точнее — судебные коллегии
судов среднего звена, Кассационная
и судебные коллегии Верховного Суда
РФ. В подсистеме арбитражных судов
функции кассационных инстанций
выполняют федеральные
Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.
Надзорная инстанция. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его Президиум, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных инстанциях от проверки в кассационных или апелляционных инстанциях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.
Говоря о высшей судебной инстанции нужно заметить, что термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.
2. Общая характеристика Конституционного суда РФ
Конституционный Суд РФ – федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих судебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.
В самой Конституции РФ в ст. 125 даются общие положения Конституционного суда РФ. Что касается задач Конституционного Суда РФ, то они вытекают из его полномочий (компетенции), общее представление о которых дают ч. 2 – 5 и 7 ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. Полномочия суда охватывают четыре основных направления, связанных с обеспечение верховенства Конституции РФ:
На Конституционный Суд
РФ возлагаются также дача заключения
о соблюдении установленного порядка
выдвижения импичмента, участие в
совершенствовании
Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Особенно хотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибо нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.
Конституционный Суд активно и непосредственно участвует в развитии конституционного права. Судебные решения все больше признаются источниками права даже теми, кто раньше считал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучают в исследовательских центрах, преподают в высших учебных заведениях
При этом Конституционный Суд не замыкается в рамках только конституционного права. Его решения оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе на гражданское, уголовное, налоговое. Суд руководствуется основным законом страны Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде. Являясь равноправной и самостоятельной ветвью судебной власти, Конституционный Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает беспробельность судебной защиты прав граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актов подзаконного уровня.
Конституционный Суд уполномочен
лишать юридической силы нормы закона,
не соответствующие Конституции
Российской Федерации. Суд не вправе
вторгаться в компетенцию других
судебных органов. Однако его решения,
признавшие норму закона неконституционной,
могут свидетельствовать о
Он имеет исключительную
компетенцию оценивать закон
на соответствие Конституции и закрепить
эту оценку в своем решении. Все
остальные суды вправе только усомниться
в конституционности закона и
направить соответствующий